Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Предыдущая | Содержание | Следующая

Раздел I. Основные составляющие общества
Глава 2. Культура

"Не клево", - говорят они. "Во, до чего не клево", или "лабуда", или "тошниловка"!

"Они" - тинэйджеры, девчонки-подростки из Сан-Фернандо Вэлли, окраины Лос-Анджелеса. Их называют "Вэллз". Белые из среднего класса, их речь изобилует выражениями вроде "обалденный", "железно", "крутой".

Летом 1982 г. среди американской молодежи возник ажиотаж в связи с "Вэллз", и по всей стране звучала по радио песенка "Плач девушки из Вэлли" - о хождении к ортодонту*. (*Ортодонт — стоматолог, выравнивающий зубы. (Ред.)) Это повальное увлечение способствовало славе рок-певца Фрэнка Зеппе и вызвало к жизни поток соответствующих рекламных афиш, пляжных полотенец, наклеек на бамперах, теннисок. Песенка о девушке из Вэлли пародировала культуру городских окраин Калифорнии. "Вэллз" - это "легкомысленные, но безобидные юные потребительницы, их вечная цель - качественный педикюр, и венец всего - крем для ног" (Newsweek. 1982. Aug.2).

Песенка о девушке из Вэлли - шутливая пародия, но она во многом объясняет, что такое культура или в данном случае субкультура. "Вэллз" придерживались определенных ценностей, взгляды суперматериалистичны: нельзя отставать от последнего крика моды; молодость приятнее, чем старость, и т.п. Огромная популярность стиля "Вэллз" отчасти объяснялась тем, что он ярко олицетворял ценности большинства американцев: материализм, конформизм, идеализацию молодости. У "Вэллз" определенное мировоззрение, обусловленное этими ценностями, они знают, что "не клево" и что последний крик моды. Они следуют определенным правилам поведения, присущим их субкультуре: носят модные мини-юбки, белые туфли без каблуков и галстук-бабочку белого /40/ цвета. Кроме того, у них особый жаргон, включающий новые слова ("клевый") и ряд новых значений (почти любое их высказывание начинается словами "вроде как"). На основе анализа субкультуры "Вэллз" мы можем дать следующее определение культуры: это система ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодов, общая для людей, связанных одним определенным образом жизни (Клакхон, 1962. Формулировка несколько изменена).

В этой главе мы проясним ряд вопросов о культуре. В чем ее сущность? Почему она так важна для жизни человека, в то время как животные могут обходиться без нее? Каковы составные элементы культуры? Каким образом она изменяется?

СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием (Вагнер, 1977).

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Как мы узнаем в 4-й главе, люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелеты или строить гнезда определенного типа, свойственного их виду. Это знание заложено в их генах, и "правильное" поведение осуществляется автоматически. Хотя ученые выявили, что на поведение /41/ животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.

Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определенным образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения.

Если человеческое поведение лишь в ограниченной степени генетически запрограммировано, что его формирует? Отчасти на этот вопрос отвечает концепция культуры. Клайд Клакхон (1967) считает: "Концепция культуры необходимо вызвана к жизни самой пластичностью человеческого существа. Новорожденных в различных группах населения приучают выполнять "одни и те же" действия, причем почти бесконечным множеством способов... Даже такие явно биологические процессы, как чихание, ходьба, сон и половой акт, всегда несут печать человеческой индивидуальности. Если людей, несмотря на все их отличия друг от друга, можно научить думать, чувствовать, верить и действовать определенным образом, примерно одинаковым для целых групп... если целые группы или общества научаются делать определенные вещи более или менее однотипно, мы можем сделать некоторое обобщение относительно их поведения. Такое поведение, особенности которого усвоены всей группой, которое передается от старших поколений потомкам или в какой-то мере воспринимается от другой группы, называется "культурой"" (с. 22,23). Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

В определении, сформулированном Клакхоном, подчеркивается, что культура создается, что культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое /42/ поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

КУЛЬТУРА И КОНТРОЛЬ

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц (1973) называет культуру "системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением" (с. 44-45). Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: "Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт" (с. 46).

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Как мы узнаем в 4-й главе, неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими "существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке", шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Он классифицировал их как Homoferus - "разновидность гномов, с которыми человек редко встречается" (Бенедикт, 1943. С. 12). Впоследствии ученые поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их "человеческих" личностей.

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или "цивилизацией") и инстинктивным началом /43/ человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Другими словами, она предписывает надлежащие время, место и способы удовлетворения потребностей. Например, культура не стремится уничтожить сексуальное влечение. Наоборот, определенные правила устанавливают, кто является подходящим партнером, где и когда можно заниматься сексом и как вести себя при этом.

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать ее возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг. Некоторые исследователи, называемые социобиологами, считают, что такие сложные модели поведения, как воинственность и великодушие, наследуются генетически. В 4-й главе мы рассмотрим эти взгляды и их критику.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

КУЛЬТУРНЫЙ ОТБОР

Другая важная особенность культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Рут Бенедикт /44/ (1934) высказала эту мысль, отталкиваясь от аналогии с языком: "Количество звуков, которые мы можем воспроизвести с помощью голосовых связок и носовой полости, практически бесконечно... Но каждый язык должен сделать свой отбор и придерживаться его, иначе ему грозит опасность стать совершенно недоступным для понимания" (с. 23).

То же самое можно сказать и о социальных институтах. "Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти" (с. 24).

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имеет право выходить замуж за своего родственника, например за дядю по матери. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают "мистические видения" как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество различий между культурами (Бенедикт, 1934).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам дороги, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия о добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.

Джордж Мердок (1965) выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай /45/ дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.

Однако для разных культур могут быть характерны разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти различия. Например, обычаи жителей тропиков отражают особенности климата, для которого характерны незначительные сезонные колебания по сравнению с более умеренным климатом. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируются в результате уникального развития событий. На основе разных культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они имеются в каждой культуре.

Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. По мнению Клакхона, к ним относятся: наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище, тепле и сексе; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Согласно взглядам Клакхона, определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Мнение Клакхона о культурных универсалиях соответствует взглядам Мердока - они полагают, что все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частностях возможны разные варианты.

Эти взгляды подверглись разнообразной критике. Дж. Кларк (1970) отвергает концепцию базисных потребностей. Всем необходимы пища, секс и тепло. Но люди едят, занимаются сексом и одеваются не только с целью удовлетворения этих потребностей. Человек может устроить званый обед, чтобы похвалиться новой обстановкой своего дома, заслужить благосклонность начальника или по другим, более серьезным причинам. На удовлетворение так называемых базисных потребностей - биологических, психических или социальных - влияют культурные ценности и нормы, ничего общего не имеющие с этими потребностями. Следовательно, считает Кларк, базисные потребности не могут обусловливать специфические аспекты культуры. /46/

ЭТНОЦЕНТРИЗМ И КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

Американцы склонны так воспринимать описания незападных культур, словно они заимствованы из книг о необыкновенных приключениях (Мердок, 1965) или фильмов вроде "Храма Страшного суда". Люди, украшающие носы кольцами, мужья, имеющие десять жен, блюда из человеческого мяса, насекомых и львиных сердец олицетворяют для нас таинственные и бесчеловечные обычаи "дикарей". Мы считаем "правильным" только западный образ жизни, а незападный — странным или варварским.

Эта тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить "варваров" в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. Американский социолог Уильям Грэм Самнер писал об этом в книге "Народные обычаи", опубликованной в 1906 г. По его же мнению, культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи (Мердок, 1965).

Американский антрополог Рут Бенедикт (1934) усовершенствовала эту концепцию следующим образом: каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте и рассматривать ее надо как единое целое. Ни одна ценность, ритуал или другие особенности данной культуры не могут быть вполне поняты, если рассматривать их в отдельности. Например, чтобы понять все значение 4 июля в США, исследователь должен видеть взаимосвязь между этим праздником Дня независимости и всей американской культурой.

Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь имеет для американца совсем не тот смысл, что для немца (Холл, 1966). /47/

ГРУППОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании представители различных общественных классов употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все "владеют английским языком", некоторые группы употребляют "более правильный" английский, чем другие (Лич, 1975). В Америке имеются буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КУЛЬТУРЫ

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

По мнению антрополога Уорда Гуденау, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному. В немецком языке слово essen обозначает прием пищи людьми, а слово fressen - прием пищи животными, в то время как в английском языке и то и другое обозначает только одно слово eat. (Мы можем выразить это различие в английском языке, если скажем о ком-то: "Ест, как свинья".) В уэлльском языке имеется слово glas, обозначающее /48/ все цвета, которые в английском обозначаются как зеленый, синий и серый.

В языке жителей Тробриандских островов (к востоку от Новой Гвинеи) одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников (Надсон, 1980).

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться с особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников, как "сын сына сестры отца отца".

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора и организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности ("пожалеть розгу - испортить ребенка"). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Послушайте, например, высказывание жителя Микронезии, твердо уверенного, что солнце вращается вокруг земли:

"Мне хорошо известно, что чужеземцы думают, будто земля движется, а солнце стоит на месте. Кто-то однажды нам об этом говорил. Но мы не можем поверить: почему же утром и вечером солнце не такое жаркое, как днем? А потому, что оно выходит из воды на рассвете охлажденным, а в часы заката оно снова приближается к воде. К тому же разве солнце стоит на месте, если мы видим, что за год оно меняет свое положение по отношению к звездам?" (Эти слова привел Гуденау в 1981 г.; они были записаны в 1913 г.)

Мы можем не согласиться с жителем Микронезии, но в контексте предполагаемых им причинно-следственных связей его рассуждение выглядит правдоподобным. /49/

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Например, согласно христианской космологии, мир создан Богом, и имеется немало постулатов об отношении Бога к людям.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, Десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни ("не убий"), супружескую верность ("не прелюбодействуй") и уважение к родителям ("чти отца своего и мать свою").

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Гуденау объединил все эти элементы следующим образом: "Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как это делать (нормы)" (1981. С. 62).

Названные элементы культуры связаны между собой.

Мы можем понять особенности некоторых из этих взаимосвязей на примере одной из самобытных культур. У индейцев племени яномаме, проживающих в южной части Венесуэлы и на севере Бразилии, сформировалась сложная система представлений о себе, окружающих джунглях и о том, откуда все произошло. Согласно одному мифу, Дух Луны часто спускался на землю, где он питался душами детей и хлебом из маниоки. Однажды человек рассердился на это и в гневе выстрелил в пролетавшего над его головой Духа. Стрела с бамбуковым наконечником попала Духу в живот. Кровь брызнула на землю и превратилась в людей. Поэтому многие современные /50/ члены племени яномаме верят, что они произошли от крови Духа Луны (Шагнон, 1968).

Среди ценностей культуры яномаме существует убеждение, что мужчина должен быть воинственным и жестоким. Он должен проявлять эти качества в схватках, которые возможны по различным причинам. Если мужчину обвиняют в трусости или жадности, ожидается, что он вызовет обидчика на поединок, при этом противники обмениваются ударами в грудь. Споры по поводу женщин или воровство пищи являются основаниями для палочной драки "стенка на стенку": группы мужчин избивают друг друга дубинками длиной от 8 до 10 футов. При этом может легко возникнуть жестокая схватка, в которой палки применяются как копья. Такая схватка может перерасти в настоящую войну. Когда мужчин этого племени обвиняют в чрезмерной жестокости, они оправдывают ее своим происхождением от крови Духа Луны. Таким образом, их представления об окружающем мире служат для объяснения некоторых основных ценностей культуры племени яномаме.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. В племени яномаме жестокость считается ценностью. Ожидание, что мужчина защитит свою честь в схватке, является нормой, соответствующей данной ценности.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживающих факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Мы более подробно рассмотрим взаимосвязи между нормами, санкциями и поведением в 7-й главе. Санкции обретают легитимность (законность) на основе норм. Предположим, ребенок спросил: "Почему наказали преступников?" В ответ мы можем обосновать правильность наказания с точки /51/ зрения нормы: "Потому, что они нарушили закон".

Если ребенок спросит: "Почему нельзя нарушать закон?" - мы можем обратиться к ценностям: "Для нас всех лучше, чтобы люди соблюдали закон". А для ответа на вопрос "Почему так лучше?" нам следует поделиться с ребенком нашими знаниями об окружающем мире и сказать ему: "Бог желает, чтобы мы были хорошими" или "Люди должны стараться ладить друг с другом". Санкции, нормы, ценности и реальные знания образуют структуру социальной регуляции, в которой каждый последующий элемент носит более общий характер, чем предыдущий, и может быть использован для его обоснования.

ОСОБОЕ МЕСТО ЯЗЫКА

В теориях культуры всегда важное место отводится языку. Многие области культуры невербальны - живопись, танцы, жесты и др. Но все элементы культуры, о которых говорилось выше, могут быть выражены в языке.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям /52/ человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.

Язык включает правила. Вам, конечно, известно, что существует правильная и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных правил определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла. Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых используется и развивается стандартный язык (Хертцлер,1965). Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций. Например, во время игры в покер молодой житель Нью-Йорка, вероятно, скажет: "Эй, парни, вырубите свет перед тем как слиняете". Однако в записке, которую он оставит в конторе, где работает, вероятно, будет написано: "Перед уходом выключите, пожалуйста, освещение" (Фишман, 1972).

Язык участвует также в процессе приобретения и организации опыта людей. Антрополог Бенджамин Ли Уорф (1940) показал, что многие понятия кажутся нам "само собой разумеющимися" только потому, что они укоренились в нашем языке. Язык делит природу на части, формирует понятия о них и придает им значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их именно таким образом. Это соглашение... закодировано в моделях нашего языка (с. 2.3). Оно обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе языков. Мы уже знаем, что цвета и родственные отношения в различных языках обозначаются по-разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое полностью отсутствует в другом. Слово университет употребительно во всех англоязычных странах. Но у жителей островов Тихого океана оно отсутствует, поэтому пришлось бы с трудом объяснять им: "Это место, куда приходят люди после 18 лет изучать кое-какие трудные вещи". И еще неизвестно как такое объяснение было бы понято (Хадсон,1980).

При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и понятны им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга: "Вам понятно, что я имею в виду?", "Если я понимаю Вас правильно…", Позвольте мне объяснить Вам..." Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в /53/ том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются оторванными от общества.

Общий язык также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга. Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Короче говоря, он способствует формированию чувства группового единства, групповой идентичности (Хертцлер, 1965). Руководители развивающихся стран, где существуют племенные диалекты (например, у народов, живущих в Африке южнее Сахары), стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая значение данного фактора для сплочения всей нации и борьбы с племенной разобщенностью (Урибэ-Виллегас, 1977).

Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, - чужими. В американском обществе диалекты иногда являются предметом насмешек - мы часто слышим, как передразнивают речь бруклинцев и бостонцев (Лабов, 1972). Наличие лингвистических подгрупп внутри наций может быть причиной глубоких, длительных разногласий (одно из выдающихся исключений - Швейцария). Язык - главный символ антагонизма между англичанами и французами, проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах США свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой. Недавно произошел еще один конфликт между группами по поводу языка. Во время всеобщих выборов в Калифорнии в ноябре 1986 г. избиратели провели референдум с требованием "Только английский"; в результате этого мероприятия английский язык был признан здесь официальным государственным языком! Эта кампания вызвала протесты и конфликты среди этнических групп Калифорнии. Безусловно, борьба еще не закончена, так как в суд поступают иски о признании этого решения неконституционным. /54/

ИДЕОЛОГИЯ

Одним из характернейших идеологических убеждений американцев является признание принципа равных возможностей. Большинство американцев считают, что ни один член нашего общества не должен быть лишен права реализовать свои способности. Такой установке соответствует убеждение, что все люди созданы равными и каждый человек, если есть такая возможность, способен преодолеть неблагоприятные условия. Это ясно сформулировано в Декларации независимости. Итак, идеологией называется система утверждений относительно ценностей и фактов.

Идеологии часто содержат более сложный комплекс утверждений в сравнении с приведенным выше примером. Классическое исследование расовых отношений в США Гуннара Мирдала (1944) выявило, что американцы, которые признают справедливость равных возможностей, нередко проявляют расистские настроения и отрицают необходимость равных возможностей для черных. Это противоречие объясняется тем, что негров считают неполноценными людьми: если негры не вполне люди, нет необходимости предоставлять им равные права.

Роль идеологии в ослаблении социальной напряженности

Идеологии выполняют ряд функций. Одна из них — ослабление социальной напряженности, возникающей, когда люди осознают расхождение между провозглашаемыми ценностями и реальными условиями своей жизни.

Мирдал, например, считает, что идеология затемняет противоречие между идеей о равных возможностях и реальностью, в которой негры находятся в невыгодном положении. Основная функция идеологии в этом случае состоит в уменьшении социальной напряженности, которую одновременно чувствуют и белые и черные; она вызвана тем, что идеал не соответствует действительности, в которой люди живут и в которой хотели бы находить условия, отвечающие их интересам.

Роль идеологии в выражении групповых интересов

Идеология также выражает или защищает интересы группы. Эта функция идеологии связана с учением Маркса. Марксисты выделяют два типа идеологий: консервативную, /55/ поддерживающую статус-кво и либеральную или радикальную, выражающую противоположную тенденцию.

Рейнхард Бендикс (1956) исследовал идеологию правящих классов в четырех промышленных странах: в Великобритании и России в XVIII и XIX вв., а также в США и Восточной Германии в начале XX в.

Он констатировал, что правящие классы стремились создавать идеологам, которые обосновывали их власть над трудящимися, и таким образом, облегчали процесс управления. Как считает Бендикс, даже идеологии, ратующие за "человеческие отношения": дружественные отношения с рабочими, необходимость учитывать их жалобы, улучшать условия труда, — в сущности выражают завуалированное стремление завоевать их поддержку в целях увеличения производительности труда и усиления своей власти над ними. Хотя такие консервативные, или "правящие", идеологии защищают интересы наиболее могущественных групп общества, нельзя считать их неизменными. Большинство идеологий отличается достаточной гибкостью, чтобы приспосабливаться к новым общественным ситуациям. Анализируя высказывания руководителей крупных предприятий, Хейлбронер противопоставлял высокомерие крупных дельцов конца XIX и начала XX в. внешней скромности современных ведущих предпринимателей. Современные руководители подчеркивают, что "капитализм соответствует социальным требованиям общества", они признают важность широкомасштабной организации экономической деятельности, подчеркивают роль "общечеловеческих ценностей", вводят новые законы о труде и правительстве. Это свидетельствует о том, что идеология может приспосабливаться к изменению соотношения сил в обществе.

Как уже говорилось, некоторые идеологии выступают против сложившегося статус-кво. Активисты движения за гражданские права 50-60-х годов отвергли идею о том, что черные примитивнее белых. Они утверждали, что все люди созданы равными и должны иметь равные возможности, но в действительности черные лишены возможностей, предоставленных белым. Либеральные идеологии отражаются в трудовых спорах. Профсоюзы часто заявляют о своем стремлении к более справедливому распределению доходов и других благ. Они также выдвигают требования об улучшении условий труда и выступают против иных форм эксплуатации (Корнхаузер, 1954).

В ситуациях, связанных с конфликтами и переменами, идет борьба между двумя идеологиями: одна из них стремится к защите, а другая - к разрушению статус-кво - левые выступают /56/ против правых, жители колоний - против колонизаторов, профсоюзы - против администрации. Если угнетенная группа побеждает, ее идеология служит для защиты нового социального строя. Например, в СССР после революции 1917 г. большевизм немедленно изменился. Из идеологии, провозглашающей необходимость свержения старого строя, он превратился в средство поддержки нового строя. Многие антиколониальные идеологии изменились таким же образом после второй мировой войны, когда колонии обрели независимость.

Идеология как источник смыслов

Клиффорд Гиртц отметил еще одну функцию идеологии - она придает смысл действиям людей.

В последнее время различные правительственные органы требуют прекратить дискриминацию женщин и представителей национальных меньшинств при приеме на работу и учебу в высшие учебные заведения. Они требуют отчетов о выполнении этого требования, определяют квоты приема, часто угрожают в случае их несоблюдения ликвидировать фонды, предназначенные для исследовательских работ. Как объяснить такую политику? Она обусловлена идеологической позицией, которой придерживаются или давлению которой подвергаются правительственные органы. Эта позиция требует справедливости по отношению к группам, подвергающимся дискриминации.

Иногда администрация колледжа или университета отказывается уступить давлению, заявляя, что достаточно квалифицированных женщин и представителей национальных меньшинств не хватает, чтобы заполнить квоты. Чем объясняется их поведение? Оно также связано с их идеологической позицией, требующей обеспечить высокий уровень деятельности учебных заведений. Исходя из разных идеологических приоритетов, обе группы по-разному истолковывают и оценивают ситуацию. Мы не будем анализировать достоинства и недостатки обеих идеологий, нас интересует сейчас, как они действуют, придавая смысл и законность определенным требованиям. Политическая борьба зачастую состоит прежде всего в выяснении того, какая из конкурирующих идеологий может считаться более значительной и правомерной.

ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ В КУЛЬТУРЕ

Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной коллекцией "обрезков и лоскутков", не имеющих между собой особых связей и собранных по воле случая. /57/ Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в. утверждают, что формирование различных моделей одной культуры осуществляется на основе единых принципов. Например, общий принцип феодального общества - " порядок на основе иерархии".

Истина, наверное, где-то посередине. Культуры действительно имеют преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и многообразие, и конфликты. Мы это подтвердим в дальнейшем.

ТЕМА НАУКИ В АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Науку иногда называют главной темой американской культуры. Эта тема связана с другой важной для американцев ценностью - стремлением к активному овладению природой. По мнению Харви Брукса (1975), тема науки отражена во многих произведениях американской литературы, искусства, ей отведено важное место в американской истории и политике. Употребляя термин "наука", Брукс имеет в виду объективное исследование, применение системных методов решения ясно сформулированных задач и особое значение практической деятельности. Он сравнивает абстрактные взгляды современных физиков на Вселенную с абстрактными формами современного искусства и поэзии. Даже теория относительности, отмечает Брукс, оказала влияние на американскую культуру. "Вскоре после того, как идея относительности проникла в физику, антропологи стали придавать важное значение исключительному многообразию человеческих обычаев и этнических норм; они пришли к выводу, что нравственные принципы следует рассматривать не в абсолютном смысле, а в относительном, т.е. в связи с определенной культурой, под влиянием которой они сформировались" (с. 74).

Тема науки проникла также в массовую культуру. Об этом свидетельствует популярность научной фантастики и растущий интерес массового читателя к научно-популярным журналам, книгам и телевизионным программам.

КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ

Брукс, по всей видимости, преувеличил степень культурного единства. Ведь в современном обществе происходят стремительные перемены.

Можно выделить по крайне мере три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние. /58/

Термин "аномия", обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов и неразборчивость в сексуальных связях происходили в результате нарушения единства культуры, особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.

В начале нашего века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Как считает Огборн, это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например, прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную необходимость их сохранения. Точно так же изобретение современных машин привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее компенсацию за производственную травму. Мы рассмотрим тему культурного запаздывания более подробно в 20-й главе.

Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чуждой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы. Согласно исследованиям Б.К.Малиновского (1945), множество противоположных элементов культуры тормозило процесс национальной интеграции в этих обществах. Изучая общества Южной Африки, Малиновский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными в совершенно различных условиях. Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе племенной организации общества одновременно сформировались система родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны /59/ туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского, эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же время Малиновский верил, что в конечном итоге победят западные ценности.

Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению. Мы вернемся к этой теме в конце главы в связи с анализом американской культуры и ее перспектив.

РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.

Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с региональными, религиозными или классовыми субкультурами (Бауман, 1966). Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.

Культура становится "массовой", когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. Огромная популярность песни "Плач девушки из Вэлли" - пример такого явления. Лео Лоувенталь (1961) высказал мнение, что массовая культура, будучи поверхностной, в меньшей степени обогащает духовно, чем высокая, олицетворяющая творческое вдохновение и глубокое восприятие. Он считает, что массовая культура не способна запечатлеть подлинные чувства, и отчасти поэтому в американском обществе не созданы условия для более полной реализации личности.

Субкультуры. Унифицирующее влияние средств массовой информации так велико, что почти повсюду в США вы встретите взаимопонимание, если станете беседовать о чикагских /60/ "Медведях" и "Рефрижераторе", о Томе Круизе или приключениях горбатого кита Хамфри. Однако мы не можем утверждать, что наша национальная культура однородна. Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называется субкультурой.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.

Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы. Поэтому личность и поведение проживающего в Бостоне итальянца, а также его семьи и друзей отличаются от личности и поведения испанца из Эль-Пасо. Эти различия вовсе не означают отказа от национальной культуры, они обнаруживают лишь некоторое отклонение от нее.

Негритянский диалект. Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянского гетто не свидетельствует об их "языковой неполноценности". Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы эти правила укоренились в субкультуре негров.

Лабов показал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова. Ребенок-негр может сказать: "Не don't knew nothing" ("Он ничего не знает"). Это двойное отрицание неправильно с точки зрения стандартного английского языка. Белый ребенок сказал бы: "Не doesn't know anything" ("Он не знает чего-либо") или "Не knows nothing" ("Он знает ничего"). Он бы не употребил двойное отрицание. Как утверждает Лабов, это различие не обусловлено слабым владением языком. Оно связано с использованием других речевых правил.

Тем не менее употребление нестандартного английского языка неизбежно вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказанию.

В другом исследовании Лабов проанализировал изменения, наблюдающиеся в речи негров при их миграции из сельских /61/ районов Юга в города Севера США. Некоторые слова распространенные в сельской местности (например, tote – нести и like to - почти), в городах употребляются реже. Но другие элементы, например двойное отрицание "Ain't nobody see that?" ("Разве никто не видит этого?"), сохраняются и даже получают распространение. На основе смешения старых и новых языковых форм сформировался негритянский городской диалект, который широко употребляют в больших городах. Этот диалект распространен в Бостоне, Ньюарке, Детройте и Новом Орлеане (Лабов, 1972).

Язык и женщины. Робин Лакофф (1976) высказал предположение, что в процессе социализации девочек учат говорить "по-женски" нежно, а не "по-мальчишески" грубо: "Девочкам внушают, что они должны вести себя как "маленькие леди", которые не кричат громко, как мальчики; девочек более строго наказывают, если они проявляют раздражительность или сердятся. Полагают, что "бойкость" присуща маленьким мальчикам, поэтому она им дозволяется; от маленьких же девочек ждут послушания и покорности. Мы склонны проявлять терпимость, когда в гнев впадает мужчина; женщине этого не прощают. Женщинам не возбраняется суетиться, жаловаться, но только мужчина может себе позволить приступ ярости" (с. 11).

Лакофф также утверждает, что о женщинах обычно говорят менее одобрительно, чем о мужчинах. Сравните, например, пишет он, два предложения. "Он профессионал" и "Она профессионал". Слова те же, но в первом предложении подразумевается, что мужчина - юрист или врач, а во втором, полагает Лакофф, содержится намек, что женщина - проститутка.

Эти стереотипы постепенно исчезают, но женщинам все еще трудно избавиться от традиционных ролей. Поэтому в последнее время они требуют исключить из устной и письменной речи выражения, ставящие их ниже мужчин.

Контркультура и конфликт. Термин "субкультура" не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном /62/ обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов.

Как считают Бергер, Хэкетт и Миллар (1971), движение хиппи содержит многие элементы богемной контркультуры. Например, убеждение, что детей можно спасти от пороков современного общества, если их воспитывать в отрыве от него (подразумевается, что люди от природы непорочны, и в условиях нормальной социальной среды могут создавать гармоничный порядок). Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами.

Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому менее привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.

АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА: КАК ОНА ИЗМЕНЯЕТСЯ

Американское общество всегда отличалось динамизмом. С этим связан постоянный страх американцев, что социальные перемены разрушат общепринятые ценности. Многие люди предупреждают, что прогресс, изобилие и социальная напряженность оказывают разрушающее влияние на американскую культуру.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Каковы основные ценности американской культуры? В 1960 г. Робин Уильяме обстоятельно перечислил главные ценности американцев. Среди них были следующие.

  1. Личный успех. Легенда о том, как "вырваться из нищеты и достичь богатства", как попасть "из лачуги во дворец президента", выражает суть этой ценности. /63/

  2. Активность и упорный труд. Американцы придают огромное значение рациональному использованию времени. Как правило, с подозрением относятся к тем, кто "не вкалывает" и "разбазаривает время".

  3. Эффективность и полезность. Американцы обычно высоко ценят людей, которые выполняют свою работу быстро и хорошо; они стремятся приобретать вещи, которые долго и хорошо служат; американцы постоянно стремятся усовершенствовать все, даже мышеловку; новые идеи и изобретения они могут принять лишь проверив их на практике.
  4. Прогресс. Американцы верят, что новое лучше старого. Они с оптимизмом смотрят в будущее.
  5. Вещи как признак благополучия. Множество журналов и телевизионных передач рекламируют дома, большие автомобили и другие показатели материального благополучия. Они олицетворяют стремление американцев к роскоши.
  6. Уважение к науке. Американцы ждут от ученых решения технологических, медицинских и даже социальных проблем.

КУЛЬТУРНЫЕ СДВИГИ В АМЕРИКЕ

Происходит ли изменение традиционных ценностей? Может быть, они постепенно разрушаются? Следует честно признать: мы не знаем. Ценности трудно измерить, и, по всей видимости, процесс их изменения не однороден, он противоречив и происходит в разных направлениях. Наиболее глубокие исследования на эту тему были проведены Дэвидом Рисманом, Натаном Глейзером, Руэллом Денни (1950) и Дэнилом Беллом (1975). Согласно взглядам Рисмана и его коллег, назвавших американцев "одинокой толпой", в середине нашего века в Америке наблюдался отход от традиционных "внутренних принципов" (самоконтроль, пуританское сознание, чувство долга) и стало преобладать стремление "в другом направлении" - к немедленному успеху, высокому престижу. Соответственно возрос интерес к достатку, потреблению материальных благ, а не к созидательной деятельности.

Пытаясь объяснить это ростом эгоцентризма (поколение, сосредоточенное на своем индивидуальном Я) в связи с трудностью найти себя в изменяющемся мире. Белл столкнулся с новой проблемой. В прошлом многие основные аспекты жизни (работа, игра, образование и забота о здоровье) были сосредоточены в семье. В дальнейшем их стали регулировать такие институты, как школа, профсоюз, клуб и правительство. Но так как эти институты не помогают личности "найти себя", она все больше уходит во внутренний мир. /64/

Вероятно, процесс изменения некоторых ценностей носит циклический характер. Вслед за периодами, когда традиционные ценности являются общепринятыми, могут наступить времена, когда они подвергаются сомнению. Например, 20-е годы, когда главной ценностью считалось достижение делового успеха, 50-е годы, когда преобладало стремление к экономическому процветанию, и 70-е годы с их консервативными тенденциями можно считать периодами общепринятых традиционных ценностей. 30-е годы с их критикой капиталистических ценностей и 60-е годы с их осуждением обычных путей достижения успеха можно считать периодами сомнений в традиционных ценностях. (Труднее охарактеризовать 80-е годы, представляющие собой смесь тенденций, характерных для прошлых лет.) Поскольку ценности и общественные настроения постоянно изменяются, трудно предсказать, какие перемены произойдут в будущем.

АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В БУДУЩЕМ

Однако у нас есть основание с уверенностью встречать завтрашний день. Стремление к успеху, оптимизм и упорный труд глубоко укоренились в характере американцев, и эти ценности сохранятся в будущем. Они выражают сущность Американской Мечты. Но не все ценности соответствуют изменениям, происходящим в мире. Технический прогресс приводит к разрушению окружающей среды и истощению природных ресурсов. Перспектива недостатка ресурсов наряду с другими факторами, такими, как снижение уровня производства и благосостояния общества, глубоко беспокоят американцев, которым не свойственны пессимизм и фатализм, характерные для некоторых других народов. Поскольку мы привыкли к изобилию и прогрессу, нам будет трудно приспособиться к худшим условиям.

По этим причинам в будущем, возможно, возникнет спор между теми, кто придает основное значение стремлению к успеху и материальному прогрессу, и теми, кто считает эти ценности устаревшими в связи с разрушением окружающей среды, истощением ресурсов и перспективой постоянно скудного существования.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Культурой называется система ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни. Поведение животных в основном /65/ обусловлено инстинктами или генетически запрограммировано, в то время как поведение людей в значительной мере - результат обучения или поучения. В человеческом обществе культура осуществляет ту же функцию, которую у животных выполняет инстинктивное поведение. Культура передается от одного поколения другому в процессе социализации.

  2. Поскольку культура влияет на формирование личности, она в значительной степени регулирует поведение. Помимо других функций, культура определяет условия, при которых возможно удовлетворение влечений. К факторам, ограничивающим воздействие культуры на поведение людей, пределы биологических возможностей человеческого организма, условия окружающей среды и потребность в поддержании социального порядка.
  3. Некоторые исследователи, особенно Мердок, сосредоточили внимание на культурных универсалиях (чертах, свойственных всем культурам). Часто считают, что культурные универсалии обусловлены биологическими факторами, такими, как беспомощность младенцев, потребность людей в пище и т.д. Однако на поведение людей большое влияние оказывают культурные ценности и нормы, не имеющие ничего общего с биологическими потребностями, поэтому нельзя считать, что специфические аспекты культуры соответствуют биологическим потребностям.
  4. Люди склонны оценивать другие культуры с позиции своей собственной, такая тенденция называется этноцентризмом. Противоположная тенденция - культурный релятивизм; с его точки зрения какую-либо культуру можно понять лишь на основе анализа ее ценностей в ее собственном контексте.
  5. Культура создает чувство единства, идентичности членов группы, принадлежности к одному сообществу. Культура может быть также причиной конфликтов между разными группами или членами одной группы, если кто-то из членов группы придерживается несколько иных норм.
  6. По мнению Гуденау, культура включает четыре элемента:

      а) понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта;

      б) отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой;

      в) ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться;

      г) правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Индивиды придерживаются норм, т.е. ожиданий или требований к взаимодействиям /66/ между людьми, которые поддерживаются санкциями, т.е. социальными наказаниями и поощрениями.

  7. Языком называется система коммуникации, осуществляемой на основе звуков и символов, имеющих условные, но жестко структурированные значения. Языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия; в нем имеются определенные правила; он создает и организует опыт и функционирует не основе значений, принятых в среде говорящих на нем людей. Общий язык способствует социальному сплочению людей, но он также может быть причиной разъединения и дискриминации.
  8. Идеологиями называются системы представлений, утверждающие какие-либо ценности и факты. Они осуществляют множество функций. Например, служат для ослабления социальной напряженности, которая может возникнуть, когда люди осознают, что некоторые разделяемые ими ценности не соответствуют их реальной жизни. Идеологии могут также выражать или защищать интересы групп. С точки зрения марксизма они оправдывают существующее положение или борьбу против него. Они могут придавать смысл и законность действиям людей.
  9. Кроме определенных черт единства, между культурами могут существовать различия и обнаруживаться конфликты. Социологи выявили несколько видов культурного конфликта. Аномией называется нарушение единства культуры вследствие недостаточной ясности социальных норм. Культурное запаздывание (культурный лаг) наблюдается в случаях, когда темпы изменения материальной культуры опережают возможности нематериальной культуры приспособиться к ним. Господство чужой культуры приводит к конфликту в виде столкновения культур, имеющих разные структуры.
  10. К XX в. сложились две основные формы культуры: высокая культура, включавшая изящное искусство, классическую музыку и литературу, создавалась и воспринималась представителями элиты; к народной культуре бедняков-простолюдинов относились сказки, фольклор, песни и мифы. Развитие средств массовой информации создало условия для возникновения массовой культуры, которая игнорирует особенности региональных, религиозных или классовых субкультур.
  11. Система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Субкультура не отвергает культуру большинства, но в какой-то мере отклоняется от нее. Контркультурой называется разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой. Контркультура стремится к формированию /67/ норм и ценностей, противоречащих основным аспектам господствующей культуры.
  12. Среди традиционных американских ценностей следует отметить стремление к личному успеху, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, материальное благополучие и уважение к науке. Рисман и его коллеги считают, что эти ценности подвержены изменению и люди отходят от традиционных "внутренних ценностей", постепенно вырабатывая систему "внешних ценностей". Белл исследовал рост эгоцентризма среди членов нашего общества, обусловленного тем, что многие аспекты жизни регулируются институтами, не обеспечивающими возможности "найти себя".
  13. Некоторые ценности американцев входят в противоречие с изменениями, происходящими в области технологии, истощением ресурсов, снижением уровня производства и благосостояния людей. Однако мы уверены, что такие ценности, как стремление к успеху, оптимизм и упорный труд, глубоко укоренились в американской культуре.

МАРГАРЕТ МИД (MARGARET MEAD) (1901-1978)

Маргарет Мид стала знаменитой благодаря новаторским разработкам в области антропологии; она внесла также большой вклад в развитие общественной науки в целом и социологии семьи в частности. Она родилась в Филадельфии в семье, где придавалось большое значение интеллектуальным занятиям. С самого начала Мид проявляла ярко выраженную склонность к тщательному отбору и учету научных данных. В 1924 г. Колумбийский университет присвоил ей звание магистра психологии, но вскоре под влиянием своего руководителя Франца Боаса она решила стать антропологом. Мид глубоко чувствовала, что ее призвание, даже миссия - детальное изучение исчезающих культур. Наибольший интерес она, пожалуй, проявляла к полевому исследованию. Она участвовала во многих экспедициях, с интервалами в несколько лет возвращалась в одни и те же места, изучала культуру народов Азии и островов Самоа и Бали в Тихом океане, а также многочисленных племен Новой Гвинеи. Среди ее работ наиболее знамениты книги "Достижение совершеннолетия на Самоа", "Как взрослеют жители Новой Гвинеи" и "Секс и темперамент в трех примитивных обществах". Все они были опубликованы в конце 20-х - начале 30-х годов. Эти исследования показали большое разнообразие в культурах разных народов и решающую роль культуры в формировании социальных установок и поведения людей.

Основное внимание Мид уделяла исследованию проблем юности, воспитания детей и сексуальных ролей. Она была первым антропологом, изучившим практику воспитания детей у разных народов. Ее документальный фильм "Купание детей в трех культурах" стал классическим, в нем впервые рассматривались сексуальные роли в кросскультурной перспективе. Однако круг ее научных интересов не был ограничен названными темами: в ее трудах и лекциях рассматриваются вопросы контроля рождаемости и абортов, проблемы /68/ образования, рас и этнических групп, религии, социального планирования, старения и смерти, а также перенаселения.

Шли годы, и Мид постепенно сосредоточила свое внимание на изучении проблемы расхождения между молодежью и старшим поколением, которое наблюдалось в каждом исследованном ею обществе. В одной из своих последних работ - "Культура и ее предназначение" она исследовала "разрыв между поколениями" и показала, что во многих обществах существует так называемая префигуративная * (* Заранее формирующая предполагаемый идеал. (Ред.)) культура ("докультура").

Ее сущность состоит в том, что дети и взрослые воспринимают жизнь настолько по-разному, что они многому учатся другу друга.

Мид внесла значительный вклад в развитие методологии социальных наук. Она уделяла большое внимание усовершенствованию методов выборок и полевого исследования; Мид была одним из первых американских антропологов, считавших включенное наблюдение более эффективным, чем интервью. В 1944 г. она основала Институт сравнительной культурологии - некоммерческую организацию, где изучались поведение, обычаи, психология и социальная организация во всех культурах мира.

К концу 70-х годов Мид стала почти легендарной личностью. Она была удостоена 28 почетных степеней колледжей и университетов США и других стран; ей было присвоено звание заслуженного куратора этнологии Американского музея естественной истории, где она работала с самого начала своей научной карьеры. Хотя взгляды Мид нередко подвергались критике на протяжении всей ее жизни и после смерти, трудно не согласиться с тем, что она была одним из самых великих американских антропологов. /69/

Предыдущая | Содержание | Следующая

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017