Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Предыдущая | Содержание | Следующая

Глава 10. Этническое и расовое неравенство

В мае 1982 г. Бюро переписи обнародовало результаты обследования, в процессе которого американцев спрашивали, откуда приехали их предки? На основе ответов Бюро определило, что предками современных американцев были выходцы приблизительно из 40 стран (табл. 10-1). /304/

Таблица 10-1. Численность американцев, сообщивших о том, что их предки приехали из других стран

Национальность предков

Численность ко времени опроса

Немцы

51,6 млн

Ирландцы

43,7 млн

Англичане

40,0 млн

Африканцы

16,0 млн

Шотландцы

14,2 млн

Французы

14,0 млн

Испанцы

12,5 млн

Итальянцы

11,7 млн

Американские индейцы

9,9 млн

Поляки

8,4 млн

Голландцы

8,1 млн

Шведы

4,9 млн

Норвежцы

4,1 млн

Русские

3,5 млн

Уэльсцы

2,6 млн

Датчане

1,7 млн

Венгры

1,6 млн

Швейцарцы

1,2 млн

Австрийцы

1,1 млн

Канадцы французского происхождения

1,0 млн

Греки

990 000

Португальцы

946 000

Литовцы

832 000

Филиппинцы

764 000

Славяне

722 000

Китайцы с о-ва Тайвань

705 000

Японцы

680 000

Финны

616 000

Канадцы

609 000

Украинцы

525 000

Югославы

467 000

Бельгийцы

448 000

Скандинавы

340 000

Румыны

335 000

Ливанцы

322 000

Корейцы

265 000

Вьетнамцы

198 000

Западные индийцы

193 000

Выходцы с о-ва Ямайки

184 000

Азиатские индийцы

182 000

Иранцы

118 000

Источник : “German Ancestry”, 1982 г.

Таблица свидетельствует о том, что американцы представляют собой многоязычную нацию. Поражает число стран, из которых люди приехали в Америку, И хотя некоторые группы выходцев из Северо-Западной Европы (немцы, ирландцы, англичане) очень многочисленны, ни одна из них не может считать себя преобладающей. Тот факт, что почти 40 процентов американцев сообщили о своем смешанном происхождении и лишь 11 процентов принадлежали "к одной этнической группе", свидетельствует об этно-национальном многообразии американского общества. Наконец, следует отметить, что, хотя английский язык является господствующим в США, 7,7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5,1 млн.- немецкий, 4,1 млн.- итальянский, 2,5 млн.-польский, 2,4 млн. - французский и 1,2 млн.- идиш. Из 18 млн. американцев, разговаривающих дома не на английском, более одной пятой совсем не знают английского или владеют им "слабо" ("Немецкое происхождение", 1982).

Во многих отношениях табл. 10-1 можно считать кратким изложением американской истории, на протяжении которой множество иммигрантов съезжались в эту страну со всего мира. Среди них были люди, спасавшиеся от религиозных преследований, те, кто стремился к более зажиточной жизни, или те, кто был выслан с родной земли по политическим причинам. Однако в таблице не показана динамика этого процесса: в ней не объяснено, каким образом многие группы оказываются на дне социальной жизни, страдая от нищеты, дискриминации и деградации. Почему ни одной вновь прибывшей группе не удалось взбежать конфликта с группами, уже обосновавшимися в стране, и с обществом в целом? Почему и каким образом различные этнические и расовые группы становятся жертвами неравенства в обществе? Какие отношения складываются между этническими и расовыми группами? И что представляет собой неповторимый опыт различных групп? В этой главе мы уделим главное внимание рассмотрению этих вопросов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Значение термина "этническая группа" неясно. Часто негры, испанцы, выходцы из стран Азии и коренные американцы (индейцы) считаются этническими группами, в то время как американцы немецкого и шотландского происхождения не относятся к этой категории. Например, американцы, предки которых прибыли из Германии, знают, кто они по происхождению, но обычно не считают себя отдельной группой, /305/ также как и другие их такой группой тоже не воспринимают. При определении этнической группы Дж.Мильтон Уингер (1976) учитывает эти факторы. Согласно Уингеру, этническая группа - это часть общества, члены которой осознают себя носителями общей для данной группы культуры (или считаются таковыми с точки зрения других). Кроме того, они заняты деятельностью, которая обусловлена общностью их происхождения и культуры. Определение Уингера состоит из трех важных частей.

  1. С точки зрения других, данная группа отличается по следующим параметрам: по языку, религиозным верованиям, расовым признакам и стране происхождения. Так, палестинские арабы, проживающие в Израиле, говорят на арабском, а не иврите, исповедуют ислам, а не иудаизм. Однако наряду с другими жителями Израиля они считаются семитским народом. И они настаивают, что земля Израиля (первоначально Палестина) захвачена у них незаконно.
  2. Члены группы осознают различие между своей общностью и обществом в целом. Примером в данном отношении могут также служить палестинские арабы: они резко обособляются от израильского населения.
  3. Члены этнической группы объединяются в том, что основано на их традициях и общем происхождении, - они предпочитают ходить в гости к "своим", отмечают традиционные праздники и т.п.

По мнению Уингера, одной из главных основ групповой идентичности является раса. Он определяет расовую группу как разновидность этнической группы, представители которой отличаются от других особым сочетанием таких наследственных биологических признаков, как цвет кожи, черты лица и телосложение. Социальные исследователи считают, что нет такого феномена как раса, основанная на объективных биологических различиях. Они полагают, что расы формируются на социальной основе. И образуются в результате того, что группе приписывают реальные или воображаемые биологические признаки, на основе которых ее отличают от других групп.

Но мы не всегда рассматриваем понятие расы в связи с социальными явлениями. До недавнего времени людей подразделяли на три основные расы в соответствии с биологическими различиями: "монголоидная" раса, включавшая главным образом японцев и китайцев; "негроидная" раса, в которую входили негры из Африки и их потомки, и "кавказская" (или белая) раса - к ней относились большинство народов Европы, Ближнего Востока, Индии. Эта система классификации сложилась /306/ на основе теорий XIX в., согласно которым каждой "расе" были свойственны не только специфические физические признаки, но и определенные моральные и интеллектуальнее особенности.

Классификации подобного рода поставлены под сомнение и отвергнуты. Ни одно сочетание физических черт не является основой для определения расовой принадлежности; более того, любой данный признак настолько широко распространен, что не может быть доказательством расовой принадлежности человека. К "кавказской" (белой) расе относятся бледнокожие скандинавы, итальянцы и испанцы с оливковым цветом кожи и совсем темнокожие жители Южной Индии. Также и другие физические признаки отличаются подобным разнообразием. Некоторые темнокожие африканцы имеют прямые волосы, узкий нос и тонкие губы; у светлокожих европейцев бывают густые курчавые волосы, широкий нос и толстые губы.

Очевидно, одной из причин трудности в определении расы как биологической категории является тот факт, что в течение веков в результате смешения физические черты, характерные для определенных "рас", постепенно стирались. Смешанное происхождение миллионов американцев в достаточной мере свидетельствует об этом. Другим подтверждением явилась бы поездка в Израиль: евреи, переселившиеся на родину, по цвету кожи напоминают жителей многих стран, из которых очи приехали. Эти данные сразу опровергают любое утверждение о том, что евреи составляют отдельную биологическую "расу'".

ОБРАЗЦЫ ЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Итак, расовая группа (так же, как и этническая) представляет собой в первую очередь социальное понятие. Однако расовые группы не менее реальны или важны, чем биологические классификации. Принадлежность к определенной этнической или расовой группе оказывает серьезное влияние на жизненный опыт человека в обществе. Например, такие социальные блага, как богатство, престиж, власть, часто распределяются в зависимости от этнической принадлежности. В США негры, латиноамериканцы и члены некоторых других этнических групп (например, вьетнамцы) обычно зарабатывают меньше, занимают менее престижные должности и имеют меньшую личную или политическую власть, чем представители белого населения. В большинстве обществ одна или несколько этнических групп господствуют над другими: во /307/ Франции французы над арабами, в Англии британцы над африканцами и азиатами, а в США белые протестанты занимают господствующее положение по сравнению с многочисленными меньшинствами. Как правило, говоря о более слабых группах, мы употребляем термин "меньшинства".

Группы меньшинств

Любое общество состоит из людей, для которых характерно множество физических признаков: цвет волос, вес, цвет кожи, группа крови, рост. Но не все из них служат основой для формирования определенных групп. Например, люди, с волосами песочного цвета, не составляют социально значимой группы. Однако когда определенный признак выделен, он становится основой для идентификации меньшинства. Следовательно, группу меньшинства можно определить следующим образом: это группа людей, которые по своим физическим или культурным особенностям выделяются среди других членов общества, в котором они живут и подвергаются несправедливому обращению; поэтому они считают себя объектами коллективной дискриминации (Вирт, 1945. С.347).

В принципе почти любая характерная черта может стать основой для присоединения людей к группе меньшинства - вы можете войти в нее, если отличаетесь низким или высоким ростом, полнотой, худобой, физической или умственной неполноценностью, а также если вы молоды или стары и имеете определенное расовое или этническое происхождение. Существенной чертой группы меньшинства является то, что ее члены подвергаются дискриминации или несправедливому обращению из-за своих "недостатков". Практическое осуществление дискриминации часто находит опору в законах общества. Например, не так давно во многих южных штатах неграм было запрещено участвовать в голосовании, питаться в ресторанах или пользоваться общественными туалетами наравне с белыми, ездить им разрешалось только в задней половине автобуса. Однако существует и неформальный аспект дискриминации. Это показывают обычаи, сложившиеся на юге страны: негр должен сойти с тротуара, если навстречу идет белый.

Группы меньшинств часто являются объектами предрассудков - об их членах судят в соответствии со стереотипными убеждениями. Предрассудок - это суждение, а дискриминация - практическое осуществление несправедливости по отношению к людям или целым группам. Можно разделять предрассудок, но не осуществлять дискриминацию на деле; у /308/ людей могут быть десятки, даже сотни предрассудков по отношению к различным группам, но они не намерены воплощать их на деле. Кроме того, некоторые могут практиковать дискриминацию даже при отсутствии предрассудков. Так, студент колледжа может голосовать против приема членов группы меньшинств в студенческое братство, но это вызвано не предрассудком, а боязнью вызвать недовольство товарищей.

В результате дискриминации обычно происходит сплочение членов угнетенной группы, возрастает и углубляется их доверие друг к другу и недоверие к большинству. Они в большей мере взаимодействуют друг с другом, чем с посторонними, и вступают в брак только с членами своей группы. Однако не всегда наблюдается такое отождествление личности с группой. Обычно маленькие дети, несмотря на дискриминацию и во многих отношениях невыгодное положение, не считают себя группой меньшинства. Лишь в последние годы умственно и физически неполноценные, а также слишком толстые люди стали считать себя меньшинствами, находящимися в неблагоприятном положении.

РАСИЗМ

Когда группа, принадлежащая к другой расе, подвергается дискриминации, эксплуатации или жесткому угнетению, это называется расизмом. Среди наиболее вопиющих примеров расизма - господство европейских государств над странами третьего мира в конце XIX и начале XX в.; угнетение черных американцев, которые вначале были рабами, а затем эксплуатируемым меньшинством; частичное истребление и дальнейшая сегрегация коренных американцев (индейцев); уничтожение примерно 6 млн. евреев, совершенное нацистской Германией.

Каждый из этих примеров расизма является выражением этноцентризма со стороны господствующей группы, т.к. угнетатели считали себя выше угнетенной группы в биологическом и культурном отношении. В XIX в. жители Запада полагали, что народы третьего мира находятся на более низкой ступени цивилизации и поэтому заслуживают положения угнетенных. Исторически сложилось так, что американцы считали индейцев невежественными дикарями; негры, по их мнению, остались на более низком биологическом и интеллектуальном уровне в сравнении с белыми; в книге "Mein Kampf" Гитлер изобразил евреев подлыми, жадными и низкими в противоположность немцам - "чистокровным" арийцам. /309/ Во всех этих случаях этноцентрические взгляды служили оправданием экономической эксплуатации, политического господства и насилия.

Роберт Блаунер (1972) разработал теорию расового угнетения, которую он назвал внутренним колониализмом. Эта теория основана на аналогии с международным колониализмом, при котором местное население насильственно подчиняют власти колонизаторов, их экономическому, политическому, военному и культурному господству. Блаунер перечисляет пять компонентов колониальных отношений:

  1. принудительное навязывание туземцам господствующей культуры, например, их ввоз в метрополию в качестве рабов;

  2. попытки господствующей культуры изменить и контролировать туземную культуру;
  3. политическое господство;
  4. экономическая эксплуатация;
  5. идеология, оправдывающая власть господствующей группы.

В отличие от других этнических групп негры, индейцы и американцы мексиканского происхождения в США ограничены в правах управлять основными политическими и экономическими институтами. Основная собственность и ресурсы, сосредоточенные на территории, где они компактно проживают, находятся во владении и под контролем групп большинства. Меньшинства могут иметь своих представителей в правительственных органах (например, в городских советах), но часто их избирают и манипулируют ими господствующие группы. Кроме того, предпринимаются попытки разрушить культуру этих групп (которая считается примитивной) и заменить ее господствующей. Таким образом, утверждает Блаунер, была почти полностью уничтожена культура африканцев, после того как их вывезли в Америку в качестве рабов (Табб, 1971; Кармихэл, Гамильтон, 1967; Барон, 1968; Мур, 1970).

Международный и внутренний колониализм неизбежно вызывает сопротивление. Бывшие европейские колонии обрели право на самоуправление. В каждом случае стремление к независимости сопровождалось возрастанием гордости за свою родную культуру. И в Америке наблюдалось возрождение национального самосознания среди негров, американцев мексиканского происхождения и коренных американцев (индейцев). /310/

ДРУГИЕ ТИПЫ ЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Расизм - один из нескольких возможных типов отношений между группами большинства и меньшинства. По мнению Симпсона и Уингера (1972), можно выделить следующие категории этих отношений.

  1. Ассимиляция предполагает полное исчезновение группы меньшинства. Она может быть насильственной – путем сегрегации, изгнания и уничтожения, и может происходить мирно - имеется в виду постепенное усвоение группами чуждой для них культуры (этот процесс наблюдался среди негров и коренных жителей Бразилии). По отношению к большинству этнических меньшинств в США ассимиляция осуществлялась одновременно принудительным и мирным путями. Чаще всего наблюдалась тенденция, которую Гордон (1961) назвал англоконформизмом - поощрялась ориентация групп иммигрантов на "английские" ценности и отказ от собственного языка, культуры и самобытности. Несмотря на эту тенденцию, для истории американской ассимиляции характерно взаимовлияние разных культур; при этом господствующая группа заимствовала традиционные блюда, музыкальные стили, характерные слова и другие особенности культуры групп меньшинства, одновременно вынуждая их постепенно утрачивать некоторые аспекты собственной культуры.
  2. Плюрализм предполагает право на самостоятельность групп меньшинства и готовность господствующих групп поддерживать это право. Самым замечательным примером плюрализма является Швейцария. Именно в этой стране швейцарцы французского и итальянского происхождения не утратили своего языка и образа жизни, хотя три четверти населения Швейцарии составляют немцы.
  3. Правовая защита этнических меньшинств. Речь идет о разновидности "официального" плюрализма, обеспечивающего правовую защиту своеобразия групп меньшинства и гарантию их автономии. Примером являются поправки к конституции США (13-я, 14-я и 15-я), принятые после Гражданской войны в целях защиты прав этнических меньшинств, особенно недавно освобождённых рабов негров.
  4. Перемещение населения. Эта тенденция обычно связана с попыткой изгнания группы меньшинства из общества. Такая политика проводилась в отношении евреев в период позднего средневековья, а также в США, когда коренные американцы полностью выселялись в резервации; недавно Израиль попытался изгнать часть палестинского меньшинства из Ливана. Другой тип перемещения населения можно наблюдать в самом Израиле, население которого составляют поколения /311/ иммигрантов из десятков стран, где евреи в течение длительного времени составляли меньшинство.
  5. Длительное порабощение обычно осуществляется в форме расизма, крайнее выражение этого процесса - политика апартеида в Южной Африке, где малочисленное белое население господствовало над значительно более многочисленными "цветными".

Белые, "недооценивающие" ум негров (с которыми лучше знакомы белые представители среднего класса), стараются закреплять неблагоприятное положение негритянских детей. Чувствуя себя неудачниками в самом начале жизни, негритянские дети постепенно теряют чувство собственного достоинства, в дальнейшем их усилия могут быть обречены на неудачу, и в конце концов это заставляет их бросать школу.

Для уничтожения расизма необходимо разрушить некоторые живучие стереотипы. Здесь недостаточно избавиться от предрассудков на индивидуальном уровне. Поскольку негры и другие этнические группы находятся в крайне неблагоприятном положении вследствие государственной расистской политики, лишь льготные условия в системе образования и приема на работу могут привести к подлинному равенству рас (Гилберт, Итон, 1970; Коулман, 1968).

Это может быть достигнуто с помощью поощрительной программы, когда учебные заведения и учреждения, ведающие приемом на работу, будут стремиться привлечь членов групп меньшинства. Вот один из способов, с помощью которых органы федерального правительства (например, Управление труда) оказывают давление на колледжи и университеты: при отсутствии у них положения о приеме и обучении студентов из групп меньшинства следует предупреждение о прекращении дотаций на научные исследования.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Некоторые социологи считают экономическую конкуренцию одной из причин этнического неравенства, особенно в капиталистических странах. Сторонники этого подхода подчеркивают роль конкуренции между группами рабочих за дефицитные рабочие места. Люди, имеющие работу (особенно те, кто занимает низшие должности), чувствуют угрозу со стороны тех, кто ее ищет. Когда последние являются членами других этнических групп, может возникнуть или усилиться враждебность. Вильгельм (1971), Гленн (1966) и Блэлок (1967) подчеркивают, что на этот конфликт оказывают влияние и другие факторы, не связанные с экономическими условиями. /312/ Белые рабочие, склонные к этноцентризму, могут преувеличивать опасность конкуренции со стороны черных. Однако Кэмпбелл (1971) и другие исследователи представили данные с том, что белые рабочие проявляют не больше предубеждений, чем белке из других классов.

Сторонники марксизма считают этническое неравенство формой эксплуатации. При любой экономической системе господствующий класс нуждается в пополнении дешевой рабочей силы и препятствует объединению рабочих (Кокс, 1959). С точки зрения господствующего класса, поддержка конкуренции между этническими группами служит этой задаче. Физические или культурные различия между двумя группами могут стать "признаками" господства и подчинения - черный цвет кожи стал символом рабства в американском рабовладельческом обществе. На этом различии зиждется идеология "природного превосходства".

Натравливая одну этническую группу на другую, господствующий класс сеет раздоры между людьми, которые могли бы объединиться и выступить против него. Кроме того, он отвлекает их внимание от борьбы за право полноценного участия в управлении экономикой (Табб,1971; Гласкоу, 1972; Рейх, 1972). По этой причине в XIX и начале XX в. американские промышленники часто использовали негров, китайцев и представителей других групп меньшинств в качестве штрейкбрехеров.

Эдна Бонасич (1976) доказала, что развитый капитализм ухудшает положение негритянских рабочих в США - в первую очередь об этом свидетельствует уровень безработицы, который среди негров примерно вдвое выше, чем среди белых. Бонасич исходит из того факта, что в период с 1910 по 1940 г.г. уровень безработицы среди негров был ниже, чем среди белых. Такое соотношение полностью изменилось после второй мировой войны. По мнению Бонасич, это объясняется тем, что работодатели приняли меры против повышения стоимости рабочей силы, предусмотренного новым законодательством о защите профсоюзов. Чтобы не платить более высокую зарплату в соответствии с требованиями профсоюзов, американские капиталисты начали привлекать огромное число иностранных рабочих; используя дешевую рабочую силу из-за рубежа, они нанесли удар по неграм в Америке, не имеющим квалификации или отличающихся низким (или не особенно высоким) профессиональным уровнем.

Другие работодатели ввели автоматизацию производственных процессов, что также привело к увольнению огромного числа неквалифицированных рабочих-негров. Бонасич делает вывод, что эти факторы способствовали созданию класса хронически безработных в негритянских кварталах. /313/

ЭТНИЧЕСКИЕ И РАСОВЫЕ ГРУППЫ В США

Все американцы, включая коренных жителей, предки которых переселились в Америку из Азии примерно 30 000 или более лет назад, являются потомками иммигрантов. Ио различные этнические и расовые группы прибывали в Америку в разные времена при изменявшихся условиях, их численность тоже менялась. Население колониальной эпохи состояло из коренных американцев и многих групп из Европы - некоторые покинули родину из-за религиозных преследований, другие стремились разбогатеть. Хотя европейские колонисты отличались друг от друга по языку и религиозным убеждениям, культура белых англосаксов и протестантская вера стали господствующими. Колонисты отвергли многие институты, характерные для Англии (например, титулы аристократов и господствующую церковь), но английский язык стал национальным языком Америки, кроме того, были сохранены английские законодательные институты (в частности, суд присяжных). Этнические и расовые группы прибывали в США и оказывались в условиях господства протестантской культуры белых, и их судьбы складывались в зависимости от взаимодействия или конфликта с этой культурой.

КОРЕННЫЕ АМЕРИКАНЦЫ

К коренным американцам (эскимосам, алеутам, индейцам (термин "индеец" - неверное название, которое употребляли первые путешественники, намеревавшиеся высадиться в Ост-Индии. Термин прижился, и лишь недавно распространилось более точное название -"коренные американцы" (Примеч. авт.)) относится не один, а многие народы. Сотни различных этнических групп населяли северную и южную часть Американского континента до прибытия европейцев.

Вдоль побережья Атлантического океана проживало сравнительно малочисленное и довольно разбросанное коренное население, поэтому вначале было вполне достаточно земли для них и все возраставшего числа европейцев. Время от времени между ними возникали вооруженные конфликты, но они улаживались и поддерживались мирные отношения. Наблюдалась тенденция к взаимовлиянию культур, при этом каждая группа заимствовала опыт других. Но по мере возрастания численности белых поселенцев, прибывавших в колонии и стремившихся к захвату земли, пригодной для сельского хозяйства, коренных американцев стали считать помехой на пути английской экспансии.

Глубокие культурные различия вели к обострению конфликта. Например, белые поселенцы жаждали иметь личную собственность и разбогатеть за счет владения землей; они вырубали леса на корню и охотились на пушных зверей. Среди большинства групп коренных американцев в противоположность европейцам не сформировалось даже понятие личной собственности. По их мнению, земля, деревья, животные, небо, воздух и солнце были частью природы, поэтому считались священными.

К концу XVIII в. в результате борьбы между коренными американцами и европейцами численность большинства племен на востоке страны резко уменьшилась. Многие племена были изгнаны на запад сравнительно хорошо вооруженными и многочисленными отрядами белых или погибли от европейских болезней вроде оспы, так как у них не было соответствующего врожденного иммунитета. К концу XIX в. большинство племен были разгромлены /314/ американскими войсками и загнаны в резервации в отдаленные районы с бедными природными ресурсами. Правительство получило власть над этими племенами, которые попали под юрисдикцию Бюро по делам индейцев. Власть правительства принесла новые бедствия коренным американцам. В то время как некоторые племена почти голодали, Бюро по делам индейцев за бесценок продавало принадлежавшие им полезные ископаемые и строевой лес.

В 40-е годы нашего столетия коренные американцы стали выступать против такого положения. Был создан Национальный конгресс американских индейцев, призванный решить проблемы образования, правовой защиты, смягчения законодательства. В 60-е годы возникли новые организации, например, Национальный совет индейской молодежи и Движение американских индейцев. Были поданы в суд десятки исков с требованием возвратить земли, исконно принадлежащие индейцам, и восстановить их права. В городах, где проживало много коренных американцев, создавались предприятия сферы обслуживания и культурные центры. В то же время некоторые воинствующие группы использовали незаконные средства борьбы, чтобы привлечь внимание общественности. После захвата острова Алкатраз в 1969 г., помещений Бюро по делам индейцев в 1973 г. (Вашингтон, округ Колумбия) и вооруженного захвата Вундед Ни трудное положение коренных американцев стало предметом всеобщего обсуждения.

Несмотря на это, в 1981 г. уровень безработицы в индейских резервациях превысил 30 процентов. Доходы коренных американцев были значительно ниже среднего уровня по стране. В 1981 г. средний доход усердно работающего жителя резервации Тавапи-Прескотт составлял лишь 5800 долл. в год. Рядовые жители резерваций обычно заканчивали лишь 9 классов средней школы (U.S. Bureau of Indian Affairs, 1981). Эти данные наглядно свидетельствуют, что коренные американцы находятся в крайне тяжелом положении даже среди национальных меньшинств.

ЧЕРНОКОЖИЕ АМЕРИКАНЦЫ

На самом раннем этапе заселения Северной Америки статус негров соответствовал статусу белых слуг, которые могли получить свободу через определенный срок. Некоторые негры приобретали собственность, вступали в брак с белыми, имели равные права с освобожденными белыми слугами. Но к середине XVI в. рабство было официально закреплено. Колонии одна за другой принимали законы, в соответствии с которыми негры образовали класс рабов; были запрещены браки между белыми и черными. Предрассудки многих белых, основанные на убеждении, что негры - нецивилизованные дикари, способствовали таким переменам. Разрастание торговли африканскими рабами, а также нехватка рабочих, белых или коренных американцев, привели к тому, что черные рабы стали своего рода товаром.

Труд черных рабов превратился в основу развития экономики юга США. Во многих штатах обучение рабов чтению и письму считалось незаконным. Свободным неграм разрешалось выполнять лишь лакейскую работу, в некоторых штатах они были объявлены вне закона. Идеология превосходства белых находила поддержку в "научных" исследованиях, в газетах, проповедях духовенства. В некоторых проповедях подчеркивались мнимая безнравственность и равнодушие негров. Белым требовалось любыми способами заставить негров "знать свое место". Эти идеи позволяли оправдывать избиения, нанесение увечий и убийства негров якобы в наказание за непослушание. Они также оправдывали продажу членов одной семьи разным хозяевам. Жесткие /315/ системы охраны негров-рабов и невыносимые условия пожизненной каторги сделали их послушными, и все-таки перед Гражданской войной произошло около 250 восстаний рабов, большинство из которых не были крупными. Многие рабы убегали на север или в Канаду через "подземную железную дорогу" - тайную общую сеть, созданную для побега рабов свободными неграми и белыми, выступавшими против рабства. Но свобода не принесла им политического, социального или экономического равенства. Идеология превосходства белых была распространена на севере и юге страны. Например, в 30-е и 40-е годы прошлого века в Массачусетсе существовала сегрегация в системе общественного транспорта, больницах, тюрьмах и школах. Кроме того, белые рабочие боялись, что негры отнимут у них работу, согласившись на более низкую зарплату.

В течение короткого периода после Гражданской войны освобожденные негры достигли в США бурного политического и экономического прогресса. Однако после 1876 г. в результате стремления белых из высшего класса Юга вновь обрести то, что они потеряли, а также равнодушия белых жителей Севера, многие из этих достижений были утрачены. В XX в. в течение двух мировых войн сложились экономические условия, позволившие огромному числу негров получить работу. В то же время использование усовершенствованной сельскохозяйственной техники резко сократило потребность в ручном труде на Юге. Обширная миграция черных американцев в промышленные города вызвала новые проблемы, в частности связанные с сегрегацией в жилищном строительстве и насилием, но в то же время было положено начало организованной борьбы за права негров, которая усилилась, когда негры в городах Севера обрели право на голосование.

Наблюдались различные формы протеста негров против статуса угнетенных. В 30-е годы нашего столетия преобладала тенденция к своеобразному сепаратизму, которая нашла отражение в движении "Назад в Африку" под руководством Маркуса Гарви. В 40-е годы усилились активные выступления негров, включая "Поход на Вашингтон", грозивший перерасти в гражданскую войну, что побудило президента Ф.Рузвельта издать указ об отмене сегрегации при приеме на работу. В 50-е и 60-е годы главным образом практиковалось гражданское неповиновение под руководством Мартина Лютера Кинга. То был период сидячих забастовок у буфетных стоек и бойкотирования автобусов, предназначенных только для одной расы. К концу 60-х годов это движение снова активизировалось - в 1967 г. происходили бунты в городах, было организовано движение "Власть черных" под руководством Стоукли Кармикаэла, и сформировалась крайне воинственная организация "Черные пантеры", некоторые члены которой призывали к расправе над белыми и к партизанской войне в городах. В 70-е и в начале 80-х годов наступило относительное затишье в долгой истории борьбы негров (Диннерстайн, Николс, Реймерс, 1979).

В настоящее время чёрные американцы составляют 11,7 процента населения США. В 1980 г. 32,5 процента чёрных находились за чертой бедности по сравнению с 13 процентами всего населения; во главе почти половины этих негритянских семей, оказавшихся за чертой бедности, стояли женщины. Уровень безработицы среди чёрных и других расовых меньшинств составлял 13,1 процента, в то время как среди белых он был равен 6,5 процента, а среди всего населения - 7,4 процента. Лишь 51,2 процента негров окончили четыре или более классов средней школы, в то время как среди белых таковых насчитывалось 70,5 процента (U.S. Bureau of the Census, 1981-1982). В целом, несмотря на некоторый прогресс в борьбе чернокожих за право на получение справедливой доли благ американского общества, они имеют лишь скудный кусок пирога (см. схему 10 - 1). /316/

МЕТОДЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

Включённое наблюдение

В период с января 1962 г. до июля 1963 г. Эллиот Либоу жил в негритянском гетто в Вашингтоне. Он задался целью выяснить, какие виды работ выполняют негры, как они относились к труду, каковы их взаимоотношения с женами, любовницами и детьми; его также интересовали их проблемы в связи с нарушением законов. По мнению Либоу, ради наиболее успешного выполнения задачи следовало погрузиться непосредственно в эту атмосферу - сблизиться с людьми, беседовать с ними, расспрашивать их о том, как они себя ведут и что чувствуют. Короче говоря, он решил присоединиться к ним и участвовать в их повседневной жизни.

Такой метод исследования назван включенным наблюдением. Сторонники этого метода отмечают его преимущества по сравнению с другими (например, опросом), поскольку исследователи становятся свидетелями "реальной жизни" людей и глубже понимают их проблемы, что невозможно при других способах изучения. Оппоненты же указывают, что при сближении с людьми возникает пристрастное к ним отношение. По их мнению, трудно делать объективные обобщения на основе данных, полученных в результате слишком тесного личного контакта.

Как бы то ни было, Либоу провел очень глубокое исследование и показал реальное воздействие бедности на жизнь людей; он доказал, что экономические трудности и борьба за кусок хлеба являются причиной неустойчивости межличностных связей. Волнующий и откровенный доклад Либоу был опубликован в 1967 г. в книге под названием "Закоулок, где живет Тэлли: Исследование жизни негритянского квартала".

Очевидно, что самым большим препятствием на пути к успешному исследованию был тот факт, что Либоу - белый, живущий среди негров. Правда, он вырос в квартале, где преобладали негры, поэтому ему удалось ладить с ними и это в какой-то мере помогало в работе. Но все же вначале он столкнулся с сильным недоверием, пришлось упорно потрудиться, чтобы его преодолеть. Он особенно подружился с человеком по имени Тэлли, который оказывал помощь своему другу, обвиненному в убийстве жены (в конце концов этот человек был оправдан). Во время судебного процесса Либоу стал своего рода неформальным советником по вопросам права и представителем Тэлли и его друга. Тэлли поверил Либоу и познакомил его с другими членами общины, которые тоже стали его друзьями.

Когда Либоу был допущен в тесный круг "собутыльников", он понял, что стал признанным членом общности. Это было исключительно важно для исследования. Его уже не считали посторонним - ему доверяли как другу, с ним делились тем, что никогда не поведали бы незнакомцу.

Метод Либоу позволил ему осуществить глубокое и ценное исследование, однако он связан с некоторыми этическими проблемами. Иногда он одалживал кому-то деньги, разрешал пользоваться своим автомобилем. Время от времени он покупал для своих знакомых спиртное, но отказывался принимать выпивку от этих людей, зная, что у них мало денег. Возможно, некоторым цветным казалось, что он ведет себя высокомерно.

Следовало ли ему вести себя таким образом? Может быть, в том, что он одалживал деньги, а не брал их взаймы, "угощал" других, но редко принимал угощение, проявлялось его превосходство более состоятельного человека? Было ли этично "покупать" доверие Тэлли, одалживая ему деньги и /317/ консультируя по вопросам права, ведь подлинная цель этого заключалась в изучении жизни Телли и его друзей? Имеем ли мы моральное право привязывать к себе людей, а потом бесследно исчезать из их жизни после завершения исследования? Другими словами, следует ли оправдывать потребительское отношение к людям, гуманно ли вторгаться в их жизнь в качестве друга, если в действительности вы всего лишь наблюдатель? Эти проблемы все еще не решены, и, наверное, на основе социологических исследований мы никогда не сможем найти удовлетворительные ответы на эти вопросы.

ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ БЕЛЫХ

В период с 1820 г. по 1936 г. в США прибыли два огромных потока белых иммигрантов из Европы общей численностью более 38 млн. человек (Браун, Русек, 1939).

Первая волна иммигрантов в 1820 г. из Северной и Западной Европы (из Англии, Ирландии, Германии и Скандинавии) была незначительной, но число иммигрантов неуклонно возрастало примерно до 1880 г. В 80-х годах прошлого столетия имел место второй, более крупный поток иммигрантов из Южной и Восточной Европы - из Польши, Италии, России, стран Балканского полуострова. В период с 1905 по 1914 г. иммиграция была наибольшей. Но именно тогда в стране усилились враждебность к пришельцам и сопротивление иммиграции; это привело к яростным антикатолическим выступлениям со стороны большинства протестантов англосаксонского происхождения. Произошли изменения в иммиграционной политике США, был резко ограничен приток иммигрантов из разных стран мира.

Культурные традиции иммигрантов первой волны, прибывших из Северной Европы (англичан, шотландцев и уэльсцев) почти не отличались от господствующих традиций англосаксонского большинства. Поэтому пришельцы довольно быстро ассимилировались и без особых усилий приспособились к новой жизни. Но чем больше отличались группы иммигрантов от господствующего большинства, тем труднее происходил процесс ассимиляции. Особенно самобытными были этнические традиции среди иммигрантов второй волны, выходцев из стран Южной и Восточной Европы: итальянцев, греков и поляков. Поскольку они прибыли позднее и часто были неграмотны, возникали серьёзные трудности в процессе их адаптации к новым условиям. Однако расцвет экономики американских городов в конце 80-х и начале 1900-х вызвал огромный спрос на рабочую силу в промышленности. Масса иммигрантов поселялась в самых крупных городах и находила работу на промышленных предприятиях. Им быстро удавалось знакомиться с теми, кто находился в таком же положении. Устроившись на работу и поселившись в кварталах, где жили этнически сходные иммигранты, члены группы обычно помогали соотечественникам найти свое место в новой жизни. Так сложилось, что итальянцы были заняты в строительной промышленности, греки работали в ресторанах, а ирландцы - в службе полиции (Шэннон, 1966; Глэйзер, Мойнихэн, 1963).

Эта тенденция ярко проявляется на примере ирландцев. В середине XIX в. более 4 млн. ирландцев эмигрировали в США, спасаясь от свирепствовавшего в Ирландии голода. Хотя ирландцы во многих отношениях сходны с большинством англосаксов, к ним относились враждебно, поскольку они исповедовали католицизм и претендовали на рабочие места. Ирландцы селились в крупных городах на восточном побережье, главным образом в Бостоне. Их не допускали на многие выгодные должности и в престижные районы. Но /318/ в конечном итоге они получили значительное политическое влияние не только в Бостоне, но и в американской политической жизни вообще (Шеннон, 1966).

К середине XX в. огромное число представителей "белых этнических групп" добились значительных успехов в экономической и политической жизни Америки, и их мировоззрение стало более или менее соответствовать господствующему мировоззрению. В конце 60-х - начале 70-х годов небольшая часть белых иммигрантов (главным образом потомки славян, итальянцев и евреев) развернула своего рода борьбу против любых программ помощи неграм, коренным американцам и испанцам, поскольку белым иммигрантам казалось, что это ущемляет их собственные интересы. Кроме того, представители "белых этнических групп" выступили против "либералов, разъезжающих в роскошных лимузинах" - белых из высшего класса, которые якобы навязывали расовую и этническую интеграцию вопреки интересам нижестоящих белых, поскольку она не затрагивала их самих. Таким образом, "белые этнические группы" проявляли антагонизм по отношению к тем, кто находился выше и ниже их в системе этнической и расовой стратификации. В некоторых крупных американских городах (Ньюарк и Филадельфия) движение за права "белых этнических групп" стало важной политической силой (Диннерстайн и др., 1979; Вид, 1973).

АМЕРИКАНЦЫ КИТАЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Первыми азиатами, которые во множестве прибыли в США, были китайцы, покинувшие родину в 40-е годы прошлого века из-за беспорядков, вызванных голодом, "опиумными" войнами и тайпинским восстанием. "Золотая лихорадка" привлекла их на западное побережье, главным образом в Калифорнию. /319/ Там китайцы добывали золото и кое-как перебивались, работая на кухнях и в прачечных. Десятки тысяч китайцев трудились на строительстве

Схема 10-1. Средний доход семей, представителей различных рас, а также испаноязычных американцев, 1984 г.

Средний уровень дохода в стране составляет 16.8 долл.

первой трансконтинентальной железной дороги, а также других железнодорожных линий, пересекающих запад США. Некоторые работодатели стали отдавать предпочтение китайским рабочим по сравнению с белыми американцами. Китайцы старательно трудились и хорошо справлялись с обязанностями механиков и строителей. Обычно они трудились в течение долгого рабочего дня за низкую плату. Однако некоторых дельцов возмущало то, что многие китайские рабочие посылали заработанные деньги своим родным в Китай, а не тратили их в Америке.

В 1845 г. главный судья Верховного суда Калифорнии, назвавший китайцев людьми "низшей расы от природы", чьи "интеллектуальные способности и возможности развития ограничены", издал постановление о лишении их права свидетельствовать в суде против белых (Дэниэлз, Китано, 1970 с. 37). Таким образом, наряду с неграми и коренными американцами китайцы были лишены правовой защиты. Они не могли прибегнуть к помощи закона, когда белые грабили, оскорбляли и даже убивали их.

Депрессия 70-х годов XIX в. была особенно сильной в Калифорнии. Достаточно высокий к тому времени уровень безработицы здесь еще больше возрос в связи с притоком белых переселенцев с Востока и иммигрантов из Китая. Владельцы фабрик начали увольнять белых рабочих, пытавшихся организовать профсоюзы. Их заменяли китайскими рабочими, труд которых стоил дешевле, они казались более послушными. Вначале белые рабочие обратили свой гнев одновременно против владельцев фабрик и китайцев, но вскоре китайцев стали обвинять даже в том, что наступила экономическая депрессия. Политики, деятели профсоюзов и газеты проводили кампании против "желтой опасности", которая угрожала американскому образу жизни. В соответствии с новыми государственными законами китайцев исключали из школ и увольняли с некоторых должностей. Толпы белых нападали на них, убивали, грабили, изгоняли из собственных домов.

Кампания против "желтой опасности" распространилась по всей стране, и в 1882 г. конгресс издал первый из ряда законов об изгнании китайцев. Согласно этим законам, полностью прекратилась иммиграция из Китая, а китайцы, уже прибывшие в Америку, были лишены права на гражданство. Десятки тысяч китайцев вернулись на родину. Многие подселились в восточные города, где предубеждение против них проявлялось в меньшей мере. С самого начала китайцы стремились жить в обособленных общностях и сохранять свой язык и обычая. Дискриминация способствовала этой тенденции, и вскоре в каждом крупном городе появился китайский квартал.

Но, лишенные права работать в торговле и промышленности, китайцы занялись деятельностью, в меньшей мере связанной с конкуренцией со стороны белых, - они открывали китайские рестораны, магазины и прачечные, где стирали вручную. Лишенные гражданства, китайцы образовали свои общности и по возможности стремились к независимости. Ассоциации, основанные на родственных связях и общем месте рождения, улаживали споры, организовывали взаимопомощь и осуществляли многие функции по охране, порядка, управлению и социальному обеспечению. Большинство членов общности считали себя скорее "заграничными китайцами", чем американцами китайского происхождения. Отношения с этническим большинством были формальными и по возможности ограниченными.

К настоящему времени многие американцы китайского происхождения имеют высокий уровень образования, занимаются интеллектуальным трудом в таких престижных областях, как медицина и особенно стоматология, и усвоили /320/ основные ценности, характерные для американского образа жизни. Новые иммигранты из Тайваня или Вьетнама не подвергаются расовому угнетению в такой мере, как более ранние китайские переселенцы, но они сталкиваются с теми же лингвистическими, культурными и бытовыми проблемами, которые обычно встают перед иммигрантами на протяжении всей американской истории.

АМЕРИКАНЦЫ ЯПОНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

В 1885 г., вскоре после принятия законов, направленных против китайцев, на Гавайские острова и западное побережье начали прибывать иммигранты из густонаселенной Японии. Большинство из них составляли молодые люди, которые устраивались на работу на шахтах, железных дорогах и в сфере обслуживания. Они планировали вернуться в Японию. Из - за предрассудков, по отношению к китайцам, японцы тоже были вынуждены жить обособленными общностями. В течение последующих 20 лет страх перед новой "желтой опасностью" стал причиной принятия законов, ограничивающих дальнейшую иммиграцию японцев, лишавших японских иммигрантов права на гражданство и вступление в брак с белыми, а также ограничивающих коммерческую деятельность американцев японского происхождения, их членство в профсоюзах и право на владение землей (Има, 1976).

Как уже упоминалось, среди первых поколений американцев из Японии поддерживались глубокие этнические традиции, которые в конечном итоге способствовали сохранению самобытности японцев. Для японцев были характерны высокая трудовая этика, уважение к власти, желание владеть собственностью, стремление к образованию и привычка экономить деньги. Японские семьи и общности осуществляли строгий контроль за поведением своих членов, будучи устойчивой референтной группой. Эти факторы способствовали высокой степени конформизма и очень низкому уровню преступности и правонарушений среди японских иммигрантов (Китано, 1974).

Второе поколение японских американцев воспитывалось под влиянием двух культур. Как и их родители, они были законопослушны, самостоятельны и уступчивы. Многие достигли значительного статуса, о чем мечтали их родители. Японская молодёжь заканчивала колледжи и университетами многие выдвинулись в таких престижных профессиях, как инженерное дело и архитектура. В отличие от родителей они уже не занимались сельскохозяйственным и тяжелым физическим трудом, став менеджерами и работниками интеллектуального труда. Однако в ходе этого процесса они утратили многие обычаи своих родителей, не умели читать и говорить на японском языке и не соблюдали религиозных обрядов, некоторые вступили в брак с белыми, другие жили в кварталах, где белые преобладали (Има, 1976; Китано, 1969).

В период второй мировой войны стали проявляться ярко выраженные антияпонские настроения. Белые с западного побережья, другие выходцы из Азии давно уже затаили злобу против японцев, и бомбардировка Перл-Харбора в 1941 г. способствовала разжиганию пороховой бочки расизма. Не только консервативные газеты, патриотические организации и профсоюзы, но и группы филиппинцев, китайцев и корейцев настаивали, чтобы правительство предприняло действия против "хитрых, подлых, зловредных японцев" (Китано, 1974). В результате 110 000 японцев с западного побережья были выселены в "переселенческие центры" (в действительности концентрационные лагеря) в горных штатах. Сами японцы почти не оказывали сопротивления властям, в большинстве своем спокойно подчинились приказам о /321/ регистрации перед эвакуацией и мирно занимали свои места в поездах (Китано, 1974). После освобождения в 1945 г. они обнаружили, что их собственность варварски разрушена или разграблена, фермы находятся в жалком состоянии. Это привело к серьезным и длительным экономическим трудностям, которые в некоторых случаях оказались непреодолимыми (Герхард, 1963).

Под влиянием опыта военного времени многие японцы отказывались сохранять свою национальную самобытность (Китано, 1974). Они сделали все возможное, чтобы их дети ассимилировались с доминирующей американской культурой. В результате этого молодое поколение японских американцев имеет самый высокий уровень образования в США. Несмотря на отказ от большинства японских обычаев, представители этого поколения начали проявлять интерес к японскому языку и культуре. Они помогали возродить японские общности на западном побережье, где были созданы привлекательные аттракционы для туристов и гостиницы для гостей и иммигрантов из Японии (Китано, 1969, 1974).

АМЕРИКАНЦЫ МЕКСИКАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

С 1836 по 1848 г. половина территории Мексики перешла к США. Население там состояло главным образом из коренных американцев и мексиканцев, говорящих на испанском языке. Судьба мексиканцев, живущих здесь примерно в течение 200 лет, сложилась впоследствии по -разному в зависимости от конкретного места жительства. В Техасе мексиканцы составляли меньшинство населения, а преобладали белые переселенцы с Востока. Они становились подсобными рабочими на ранчо и ковбоями. В Калифорнии в 1846 г. мексиканские фермеры были насильственно изгнаны со своей земли войсками США. В обоих этих районах мексиканцы не получили гражданства и законных прав. Однако на территории, которая впоследствии стала называться Нью-Мексико, образовалось сложное, классовое, главным образом сельскохозяйственное общество. Крестьяне-метисы (потомство от смешанных браков испанцев и индейцев) занимали низшую ступень социальной лестницы; пастухи, торговцы и купцы составили средний слой, а землевладельцы чисто испанского происхождения относились к высшему слою. Землевладельцы-испанцы поддерживали борьбу партизанских групп против американских завоевателей. Они оставались в большинстве и обрели некоторую политическую силу, сохраняющуюся и в настоящее время (Ривера, 1976).

На остальной территории юго-запада США мексиканцы были вынуждены устраиваться на самую низкооплачиваемую работу. В конце XIX и начале XX в. усилилась дискриминация мексиканцев. Многие из них переехали в кварталы крупных городов, где жили только мексиканцы (Китано, 1974). За пределами этих кварталов они сталкивались с сегрегацией в школах, церквях, общественных парках, плавательных бассейнах, больницах и кинотеатрах. Они не могли получить номер в гостинице, были лишены права на обслуживание в ресторанах и похороны на общих кладбищах, кроме того, они подвергались жестокому обращению со стороны полиции, особенно в Техасе (Ривера, 1976).

В конце XIX в. в США начали прибывать сотни тысяч мексиканских иммигрантов. Большинство из них искали сезонную работу за более высокую плату, чем могли бы иметь в Мексике. Многие оставались в стране после сбора урожая и в промежуток между рабочими сезонами существовали за счет общественных и социальных пособий. Это вызывало недовольство неиспанских групп, которые оказывали давление на правительство и настаивали, /322/ чтобы иммигрантов отправляли обратно в Мексику. В 20-е и 30-е годы происходила депортация мексиканцев в связи с уменьшением спроса на сельскохозяйственных рабочих (Ривера, 1976).

Однако в период второй мировой войны снова повысился спрос на рабочую силу, и в 1942 г. в соответствии с программой Брасеро в США были приглашены мексиканские сезонные рабочие. Такая узаконенная миграция рабочих по контрактам была выгодна для работодателей. Большинство рабочих составляли молодые одинокие мужчины, которые не нуждались в комфортабельных жилищных условиях. Более того, их можно было отправить обратно в Мексику после завершения работы (Ривера, 1976). В 1974 г. программа Брасеро была отменена.

Численность мексиканцев в США после войны значительно возросла, но в 1965 г. по решению конгресса иммиграция из всех стран Западного полушария была ограничена до 120 000 человек в год. Однако иммигранты продолжали нелегально пересекать границу. С 1965 г. по 1970 г. было выявлено 3,8 млн.человек, незаконно прибывших в США, их отправили обратно, причём многих задерживали несколько раз. С 1971 г. по 1979 г. более 6 млн.беженцев из Мексики было разрешено поселиться в США (U.S. Bureau of the Census, 1981).

Американские граждане мексиканского происхождения и мексиканцы, не имеющие гражданства, находятся на втором месте по численности среди этнических групп в США. Их официально зарегистрированная численность возросла с 1 млн.в 1930 г. до более 8,5 млн.в 1980 г. Мексиканские американцы живут в бедности и страдают от высокого уровня преступности, правонарушений, наркомании, психических заболеваний. Менее 5 процентов мексиканских американцев окончили 4 курса колледжа, многие не проучились даже пяти лет в средней школе. В результате они заняты неквалифицированным трудом. Доход мексиканских американцев также довольно низок; в 1980 г. 24,1 процента из них находились ниже уровня бедности (U.S. Bureau of the Census, 1980).

Положение американцев мексиканского происхождения ухудшается оттого, что многие из них дома говорят на испанском языке. До недавнего времени (и в значительной мере в наши дни) в школах не поощрялось употребление испанского языка; порой школьники, говорящие по-испански, даже подвергаются наказанию. Таким образом возникла трудная ситуация при обучении мексиканских детей. Она усугубляется еще и тем, что среди школьных учителей и администрации американцы мексиканского происхождения составляют лишь незначительное меньшинство. Однако в последние 20 лет мексиканские американцы потребовали ввести программы обучения на двух языках, учитывающие уже сформировавшиеся языковые навыки детей. Однако пока ничего не изменилось даже в юго-восточных штатах, где сосредоточены крупные группы американцев мексиканского происхождения (Феджин, 1978).

Независимо от причин низкого социального статуса многие американцы мексиканского происхождения не забывают свое этническое наследие и культурные ценности. На юго-западе страны благодаря широкой сети радиостанций, газет, кредитных союзов, обществ взаимопомощи и т.п. сохранен испанский язык. В 60-е годы возникли группы воинственно настроенных чикано, ведущие борьбу за улучшение политических, социальных и трудовых условий жизни мексиканцев. Радикально настроенные мексиканцы призывали к возвращению Мексике всей территории юго-запада США и мечтали об обществе всеобщего равенства, в котором земля, орудия труда и доходы распределялись бы поровну. Некоторые настойчиво требовали такого плюрализма /323/, при котором большинство белых признавали бы и уважали различия между их культурой и ценностями американцев мексиканского происхождения.

В результате возрастания политической активности американцев мексиканского происхождения в течение 60-х годов и в дальнейшем им удалось достичь некоторого политического прогресса, особенно в объединение сельскохозяйственных рабочих Калифорнии и выборах некоторых политических деятелей, главным образом в городах, где проживает много мексиканцев.

ЭТНИЧЕСКИЕ И РАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В США В БУДУЩЕМ

Все данные, рассмотренные нами в этой главе, свидетельствуют о том, насколько глубоко расовые и этнические различия укоренились в структуре американского общества. Такие группы, как американцы итальянского и польского происхождения, массовая миграция которых в США завершилась примерно 50 лет назад, в значительной мере сохраняют свое этническое самосознание и в то же время активно участвуют в политической и экономической жизни страны. Группы и отдельные иммигранты, приехавшие позднее с Кубы и из Вьетнама, также сохраняют свою самобытность и способствуют расширению этнического многообразия Америки. Несмотря на некоторые успехи, достигнутые за последние десятилетия, три крупные группы меньшинств - негры, мексиканцы и коренные американцы - по-прежнему подвергаются дискриминации.

Эти данные свидетельствуют также, что преобладавшие теории этнических и расовых отношений уже устарели. Согласно первой (теория "англо-конформизма"), переселенцы различных рас и этнического происхождения со временем, видимо, утратят свою самобытную культуру, и станут "похожими" на белых протестантов, которые оказались господствующей группой на раннем этапе истории Америки. Вторая (теория "коренных изменений") предполагает, что в результате смешения различных этнических и расовых групп образуется некая однородная амальгама. Наиболее реальной представляется модель развития, основанная на сочетании "плюрализма и конкуренции". Различные этнические и расовые группы (старые и новые) будут по-прежнему конкурировать между собой в системе образования, при устройстве на работу, в борьбе за политическую власть, равенство и справедливость; и в перспективе конкуренция на основе плюрализма будет длительным и динамичным процессом, который никогда не достигнет какого-то окончательного состояния равновесия или стабильности.

В пределах этой огромной картины главной темой, которая будет волновать людей в последующие десятилетия, представляется вопрос о равенстве негров, мексиканцев и коренных американцев. Данные, приведенные выше, свидетельствуют о том, что эти группы находятся в крайне тяжелом экономическом и политическом положении, а также подвергаются дискриминации в системе образования. Каковы перспективы борьбы за расовое и этническое равенство?

Один из возможных сценариев представлен Уильямом Юлиусом Уилсоном в интересной, но противоречивой книге, "Ослабление значения расы" (1978). Основная мысль Уилсона такова. В течение длительного времени среди американских негров сложилась своего рода двухклассовая система. С одной стороны, достижения чернокожих в области социальной мобильности (особенно в 50-е и 60-е годы) способствовали росту их числа, занимающих /324/ должности среднего класса (от 16,4 процента мужчин в 1950 г. до 35,3 процента в 1970 г.). С другой - под влиянием экономических и других факторов сформировался многочисленный низший класс негров, находящихся в крайне тяжелом экономическом положении; в большинстве своем это безработные, а также люди, находящиеся за чертой бедности. В данной группе наблюдается самый высокий уровень разводов, что приводит к образованию крайне бедных семей с одним родителем. Некоторые критики подвергли сомнению утверждение Уилсона, что такое положение свидетельствует об "ослаблении значения расы" (Маррет, 1980; Петтигрю, 1980). Но Уилсон представил убедительные экономические доводы. Кроме того, он правильно отметил, что для чернокожих из низшего класса бедность и безработица становятся частью порочного круга, включающего сегрегацию в трущобах, ограниченный доступ к образованию, что оставляет очень мало шансов представителям данного или следующего поколений вырваться из тисков нищеты.

Наблюдающиеся в последнее время исключительно высокий уровень безработицы и относительно высокий уровень инфляции сулят такие же перспективы для бедных испанцев и коренных американцев. Эти группы имеют более ограниченные возможности воспользоваться ослаблением дискриминации при приеме на работу, поскольку они слишком бедны, чтобы платить за обучение. Это не означает, что следует ослабить дальнейшие усилия по борьбе с дискриминацией при приеме на работу и за расширение доступа представителей меньшинств к образованию. Однако следует подчеркнуть, что эти усилия, вероятно, обречены на провал, если не будут полностью изменены экономические условия, обостряющие проблему бедных.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Этнической группой называется часть общества, члены которой осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры. Кроме того, сфера их деятельности определяется главным образом общностью их происхождения и культуры. Раса представляет собой социальное понятие, формирующееся в результате того, что группе, которую воспринимают "отдельно" от других групп, приписывают характерные биологические признаки. До недавнего времени люди разделялись на три расы, но современные социологи подвергают сомнению эту классификацию, поскольку совокупность физических признаков не является критерием для определения расы.

  2. В большинстве обществ одна или более этнических групп господствуют над другими. Вирт определяет "группу меньшинств" как совокупность людей, с которыми обращаются не так, как с другими членами общества из-за характерных для них физических или культурных особенностей. Группы меньшинств часто являются объектами предрассудков или суждений, соответствующих стереотипным представлениям. Расизм имеет место там, где группа, принадлежащая к другой расе, по этой причине подвергается дискриминации, эксплуатации или насилию. /325/

  3. В теории расового угнетения, разработанной Блаунером, проводится аналогия между обращением с группой меньшинства и практикой международного колониализма. Выделены следующие пять компонентов колониальных отношений: а) навязывание туземцам господствующей культуры; б) стремление изменить и контролировать культуру туземцев на основе господствующей культуры; в) политическое господство; г) экономическая эксплуатация; д) идеология, оправдывающая власть господствующей группы.

  4. Симпсон и Уингер, классифицируя другие типы отношений между группами большинства и меньшинства, выделяют шесть категорий отношений: а) ассимиляция, или полное уничтожение группы меньшинства насильственным способом или путем постепенного смешения групп; б) плюрализм, или сохранение различий среди групп меньшинств, а также готовность господствующей группы поддерживать эти различия; в) законодательная защита меньшинств, или "официальная" гарантия самостоятельности групп меньшинства; г) перемещение населения, или меры по изгнанию группы меньшинства из общества; д) порабощение на длительное время, или господство одной части населения над другой, сравнительно малочисленной группой.

  5. Одной из причин этнического и расового неравенства, вероятно, являются личностные особенности членов господствующей группы и группы меньшинства. Авторитарная личность, например, имеет обыкновение считать другую группу неполноценной и проявлять к ней враждебность. Кроме того, отсутствие социального взаимодействия между господствующей группой и группой меньшинства может создать психологический барьер между ними и способствовать формированию предубеждений.

  6. Некоторые теоретики считают экономическую конкуренцию причиной враждебности между работающими и безработными. Помимо этого, правящий класс может эксплуатировать членов определенной этнической группы в качестве дешевой рабочей силы, создавая при этом разногласия среди тех, кто мог бы объединиться против него.

  7. Большинство американцев являются потомками иммигрантов. Культура белых англосаксов, исповедовавших протестантскую веру, считалась господствующей. И в дальнейшем иммигранты пребывали в страну с уже сложившейся культурой. В настоящее время основные этнические группы в США - коренные американцы, негры, белые этнические меньшинства, американцы японского и мексиканского происхождения. История этих групп сопровождается конфликтом между ними и доминирующей культурой. Часто дискриминация против членов названных групп была закреплена законом.
  8. Поколения иммигрантов стремятся к сохранению своего самобытного этнического самосознания. Дискриминация против трех основных групп меньшинств (негров, испанцев и коренных американцев) все еще продолжает существовать. Наиболее верную перспективу развития этнических отношений /326/ дает модель, которая сочетает "плюрализм и конкуренцию" и согласно которой борьба за доступ к образованию, выгодной работе и власти - непрерывный динамичный процесс.
  9. Уилсон высказывает мысль о двухклассовой системе, сложившейся среди чернокожих граждан Америки. Она включает средний и низший классы. Чернокожие из низшего класса попадают в порочный круг, связанный с сегрегацией в трущобах, ограниченным доступом к образованию и соответственно незначительными шансами вырваться из тисков бедности. В аналогичном положении оказываются бедные испанцы и коренные американцы несмотря на ослабление дискриминации. Это происходит из-за высокого уровня безработицы и инфляции. /327/

Предыдущая | Содержание | Следующая

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017