Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Предыдущая | Содержание | Следующая

Изгнание

Изгнание и истребление в захваченной Польше

«В последующем предполагается, что все еврейское население этих областей численностью около 560 тыс. человек уже эвакуировано или, соответственно, покинет эту область еще в течение этой зимы».

Отдел планирования рейхскомиссара по укреплению германской государственности (RKF) (1940)

«Генеральный план “Ост”» не был реальностью – он был мечтой, которая должна была осуществиться после «окончательной победы» немцев. Однако в условиях военного времени национал-социалисты предприняли некоторые конкретные шаги, которые они рассматривали как начальный этап на пути к созданию своей империи на Востоке. Например, в оккупированной Польше, составлявшей узловой пункт этой «народной консолидации земель», было сделано следующее:

– в регионы, непосредственно аннексированные Рейхом (то есть, в Западную Пруссию, «Вартегау» и Верхнюю Силезию), с 1940 по 1944 гг. былы переселены свыше 700 тыс. немцев;

– около 800 тыс. поляков нееврейского происхождения было изгнано из мест их проживания, для того чтобы освободить территорию для немецких поселенцев;

– около 1,7 миллиона человек были угнаны на принудителные работы «в Рейх»;

– от 20 тыс. до 50 тыс. детей были вывезены из Польши, чтобы растить их как немцев в «Рейхе».

Карта показывает захваченную Германией Польшу. Изгнанием евреев и поляков службы СС хвастались на пропагандистской выставке «Планирование и строительство на Востоке» 1941 года.
Карта показывает захваченную Германией Польшу. Изгнанием евреев и поляков службы СС хвастались на пропагандистской выставке «Планирование и строительство на Востоке» 1941 года.

По всей Польше 3 миллиона человек еврейской национальности былы сначала согнаны в гетто, а затем уничтожены.

В марте 1940
В марте 1940 года еврейское население Лодзя вынуждено было покинуть свои квартиры…
…и было заперто
…и было заперто нацистскими властями на очень тесном пространстве специально сооруженного гетто.

Конечно, не сами эксперты от науки депортировали, переселяли и убивали. Но их докладные записки и рефераты помогали преступникам на местах видеть себя исполнителями «здравого смысла» немецкой элиты. Изгнание и массовые убийства могли, таким образом, рассматриваться как необходимая мера для планомерного формирования блестящего немецкого будущего; сдерживающие моральные барьеры могли быть преодолены.

Переселение этнических немцев

«Цели ..., которые обнаруживаются в результате разрушения польского государства, таковы ... 5) {создать} новый порядок этнографических отношений, т.е. {осуществить} переселение народов так, чтобы по завершении перестроения образовались более четкие, чем сейчас, демаркационные линии».

Адольф Гитлер в своей речи в Рейхстаге 6.10.1939 г.

Пактом Сталина и Гитлера от 23 августа 1939 г. Германия и Советсткий Союз разграничили сферы своих интересов. Национал-социалисты сразу же начали звать «домой в Рейх» немцев, столетиями живущих рассеянно по всей Восточной Европе. Правящий режим хотел использовать «этнических немцев» в целях «германизации» западных регионов оккупированной Польши. Большинство из этих людей должны были поселиться как крестьяне в Западной Пруссии и «Вартегау».

«Сельское население в процессе становления»
В вышедшей в 1941 г. книге «Сельское население в процессе становления» Конрада Мейера карта «Коренное и репатриированное крестьянство на Востоке и Западе» показывает состояние «репатриации» на 1 января 1941 г.

В январе 1944 года в аннексированной части Западной Польши проживало 353 тыс. «этнических немцев» и 370 тыс. немцев из Рейха. Вследствие немецкого отступления с территорий Советского Союза еще 250 тыс. «переселенцев из России» были до конца 1944 г. транспортированы в Вартегау – прежде всего в ходе организованной СС массовой эвакуации.

Снимки нацистской пропаганды 1941 г.
Сотни тысяч «этнических немцев» из Восточной Европы были, начиная с 1939 года, «возвращены домой» – преимущественно в захваченную Польшу. Снимки нацистской пропаганды 1941 г. показывают с помпой инсценированное прибытие немцев из Литвы в восточнопрусский приграничный городок Эйдкунен, …
... переселенцев с их багажом в западнопрусском Жолдау / Дзялдово, …
... переселенцев с их багажом в западнопрусском Жолдау / Дзялдово, …
... а также вселение семьи балтийских немцев в их новый «дом» в Западной Польше.
... а также вселение семьи балтийских немцев в их новый «дом» в Западной Польше.

Даже среди населения Польши национал-социалисты искали «немецкую кровь». До 1944 года в «лист немецого народа» было занесено 2,8 миллиона человек четырех категорий как более или менее «способных к онемечиванию». Поскольку в качестве немецких поселенцев годились только «расово полноценные» индивиды, то специлисты по расовой экспертизе от СС проверили до конца 1944 года по всей Европе около 1,2 миллиона «этнических немцев», а также 1,5 миллиона «инородцев» на их «расовую полноценность». На этом основании проводилось потом заселение и переселение, изгнание, а нередко и уничтожение.

В поисках «немецкой крови»

«У всех этих народов, имеющихся перед нами, тут будет заимствована каждая выявленная капля чистой крови, или то, что больше нельзя уже будет заимствовать, будет уничтожено».

Генрих Гиммлер перед руководителями СС и полиции на Украине (1942)

Отбор тех людей, которые по воле национал-социалистов должны были в оккупированной Восточной Европе строить «расово» однородное общество, взяли на себя эксперты из главного управления СС по расовой и поселенческой политике. При помощи антропологических и расоведческих методов диагностики они отбирали «этнических немцев» и поляков. Они хотели с научной точностью исключить «нежелательный прирост населения» в среде восточных поселенцев и одновременно отобрать всех «расово полноценных» индивидов.

Если люди ненемецого происхождения проваливали «расовый экзамен», то эксперты по расам объявляли их людьми с «потерянными немецкими корнями». Признаками немецкой биологической наследственности рассматривалась, среди прочего, высокая стройная фигура, прямой нос, высокие скулы, голубые глаза и русые волосы.

Снимки показывают польских детей
В «расовый контроль» всегда входило и составление фотографической документации. Снимки показывают польских детей, которые в 1941/42 гг. в представительстве Лицманнштадта (Лодзя) главного управления СС по расовой и поселенческой политике были исследованы на их «способность к онемечиванию».

В общем это означало, что процедура расового отбора сводила индивида до предполагаемого набора расовых свойств. Посредством псевдорациональной классификации люди были поделены на многочисленные подгруппы, к которым можно было легче подступиться национал-социалистским плановикам и практикам. В то же время ссылка на данные антропологии и расоведения придавала мероприятиям экспертов – от переселения до уничтожения – законность.

Такими фотографиями национал-социалистские службы по переселению документировали то, как «эффективно» они организуют заселение «этнических немцев» в польские деревни – ...
Такими фотографиями национал-социалистские службы по переселению документировали то, как «эффективно» они организуют заселение «этнических немцев» в польские деревни – ...
... – причем в том, что касается изгнания предыдущих жильцов, конечно, оставлялся пробел. Фотографии показывают прибытие «этнических немцев»-переселенцев из Восточной Польши...
... – причем в том, что касается изгнания предыдущих жильцов, конечно, оставлялся пробел. Фотографии показывают прибытие «этнических немцев»-переселенцев из Восточной Польши...
…в их новую деревню в «Вартегау» в мае 1940 г. и их распределение по крестьянским дворам, …
…в их новую деревню в «Вартегау» в мае 1940 г. и их распределение по крестьянским дворам, …
...а также контроль сельскохозяйственных способностей поселенцев.
...а также контроль сельскохозяйственных способностей поселенцев.

Динамика поражений – динамика уничтожения

«Восток теперь отныне … {и} на все времена останется немецким, в нем … из заселенного немецами пространства устранена без остатка вся чужая кровь, которая могла бы угрожать унифицированному единству границ германской государственности».

Конрад Мейер (1941)

Для национал-социалистской политики преселения и депортации была примечательна быстрая смена противоречивых, но каждый раз «окончательно» продуманных проектов. Так, если сначала все «этнические немцы» из «Генерал-губернаторства» должны были быть переселены в Западную Польшу, то в 1942 г. началось расселение 13 тыс. немцев в округе Замосць Восточной Польши. В марте 1942 г. в Западную Польшу было транспортировано 45 тыс. немцев из Литвы, но уже начиная с июля 1942 г. 22 тыс. из них снова стали переселять – «обратно». Но не только «этнические немцы» казались организаторам массой, которой можно произвольно манипулировать: из округа Замосць было изгнано по меньшей мере 50 тыс. поляков, а в Литве 22 тыс. крестьян были лишены своих дворов, чтобы освободить место немецким поселенцам.

Изгнанные из своих домов поляки перед дальнейшей отправкой регистрировались службами СС.
Изгнанные из своих домов поляки перед дальнейшей отправкой регистрировались службами СС.
Уже в ходе борьбы, начавшейся после нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 г., гражданское население было изгнано из родных мест.
Уже в ходе борьбы, начавшейся после нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 г., гражданское население было изгнано из родных мест. В последующие годы жители многих населенных пунктов в Западной Польше в целом были депортированы в «Генерал-губернаторство», лишившись при этом – за исключением кое-каких пожитков ручной клади – всего своего состояния.
Снимок показывает «очистку» одной польской деревни немецкой полицией.
Снимок показывает «очистку» одной польской деревни немецкой полицией.

Организаторы переселений постоянно терпели неудачи из-за недостатка ресурсов, подведомственных споров, нереалистических целей и ограниченных возможностей. Так, до марта 1942 г. из 511 тыс. немцев, «возвращенных домой» из Восточной Европы, примерно 287 тыс. человек получили местожительство в аннексированной Западной Польше, а 93 тыс. поселилось в «старом Рейхе». Но тем не менее 131 тыс. человек «проживали» все еще в «пересыльных лагерях». Для национал-социализма было типичным, что его элита никогда не была готова привести свои цели в соответствие в реалиями жизни. Напротив, на каждую неудачу они реагировали еще более чудовищными планами и еще более жестокими действиями. Поддерживаемая таким образом динамика уничтожения закончилась только вместе с окончательным поражением Германии в 1945 году.

Холокост: переселение в смерть

«Если только исходить из того, что около 5-6 миллионов евреев, живших на этой территории, ликвидированы еще перед эвакуацией, придешь к упомянутой в плане цифре в 45 миллионов этнически чуждых».

Д-р Эрхард Ветцель, служба расовой политики НСДАП, в своем выступлении по вопросу «Генерального плана “Ост”» главного управления национальной безопасности (RSHA) (1942).

Планы по «национальному землеустройству» Восточной Европы и конкретные проблемы с заселением «этнических немцев» входят в число тех факторов, которые между 1940 и 1942 гг. привели к радикализации политики в отношении евреев. После того как было начато истребление шести миллионов европейских евреев, она во многом оставалась неразрывно свзянной с политикой переселений и изгнания:

– Холокост был не в последнюю очередь многомиллионным убийством с целью ограбления: преступники присваивали себе дома, мебель и даже одежду своих жертв. Часть этой добычи служила им для снабжения немецких переселенцев.

При учете и переселении немцев из «Генерал-губернаторства» в «Вартегау» были задействованы на принудительных работах лица еврейского происхождения.
При учете и переселении немцев из «Генерал-губернаторства» в «Вартегау» были задействованы на принудительных работах лица еврейского происхождения.

– Для внутреннего общения преступники использовали понятия из семантических полей «переселения» и «миграции» как понятия, комуфлирующие геноцид.

– Когда преступники обозначали убийство евреев словом «переселение», оно служило им не только циничным эвфемизмом. Скорее, колонизация Восточной Европы была в мышлении немецких завоевателей действительно отделима от уничтожения евреев. Самим убийцам представлялось, что они выполняют трудную, но «необходимую» задачу ради будущего своего собственного народа.

Примером такого смешения геноцида и представления о переселении является фотоальбом, составленный двумя эсэсовцами в лагере смерти Аусшвитц. Альбом документирует прибытие и селекцию венгерских евреев 26 марта 1944 г., подготовку к их уничтожению и разграбление их личных вещей – и все это под заголовком «Переселение евреев из Венгрии».

Обложка фотоальбома «Переселение евреев из Венгрии».
Обложка фотоальбома «Переселение евреев из Венгрии».

Предыдущая | Содержание | Следующая

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017