Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Типы текстов:
Религиозная идеология: Судьбы и перспективы
Владимир Мейстер
«Религиозная идеология выводила существование классово-социальных отношений из воли сверхъестественных сил, а выгодный эксплуататорам образ поведения объявляла единственным способом заслужить благоволение этих сил и избавиться от их гнева. Поэтому на определенном этапе развития религии классового общества в ней закономерно возникала религиозная мораль, освящавшая строй классового угнетения».
22 мая 2004
Идеология и язык: эссенциальный подход
Владимир Мейстер
«Известная формула Ж. Лакана – “Бессознательное структурировано как язык” – применима и к идеологии. Ведь идеологические позывы изначально не осознаваемы. Они выступают лишь как социальные эмоции, как чувство социального дискомфорта, как то, что в социальной теории определяется негативным словом “недовольство”. А раз основа социальных эмоций бессознательна, эти эмоции, согласно Лакану, также структурируются подобно языку».
25 апреля 2004
Противоречие между теорией и практикой в политике - важнейший фактор деформации личности идеолога
Владимир Мейстер
«Классовые противоречия эксплуататоров и эксплуатируемых в определенной мере, безусловно, выступают как абсолютные. Поэтому, в конечном счете, эти классы должны уничтожить друг друга. Но если эти рассуждения, которые касаются практического политического действия, перенести на область теории, наступит последний день теоретической Помпеи».
25 апреля 2004
Идеология и проблема «Восток - Запад»
Владимир Мейстер
«Нарочитая запутанность проблемы “Восток-Запад”, если на время отвлечься от сугубо идеологических причин путаницы и рассмотреть теоретические корни проблемы “Восток-Запад”, связана с самого начала с неприемлемой ее постановкой».
25 апреля 2004
Этносы, нации, расы
Юрий Семёнов
«Расизм, к сожалению, нельзя отнести к числу явлений прошлого. Он жив и сейчас. Идеи расизма активно пропагандируются сейчас и в нашей стране. Если националисты отстаивают этнорасизм, то наши деятели, причисляющие себя к числу демократов и либералов, занимаются апологией социорасизма. Как утверждают они, наукой и опытом веков доказано, что только незначительная часть людей (8-12%) людей от природы одарена способностью заставить собственность приносить прибыль».
13 апреля 2004
«Скепсис» в России: возможно ли доселе невозможное?
Валерий Кувакин
«Естественно, что скепсису и скептицизму никогда не удавалось прижиться на этой психологической и культурной почве. Даже сами эти понятия, заморские по происхождению, были искажены на наш лад, превратившись в синонимы слов “нытик”, “пессимист”, “циник” или “нигилист”. Но сегодня казавшееся доселе невозможным пытается сделать себя возможным, заявить о себе так, как оно это делало и делает на Западе».
24 февраля 2004
Периодизация и общая картина всемирной истории
Юрий Семёнов
«Ни Россия, ни другие зависимые периферийные страны никогда не смогут добиться подлинного прогресса, не смогут покончить с той нищетой, в которой сейчас находится подавляющее большинство их населения, без освобождения от зависимости, без уничтожения паракапитализма, что невозможно без борьбы против центра, против ортокапитализма. В глобальном классовом обществе с неизбежностью началась и будет обостряться глобальная классовая борьба, от исхода которой зависит будущее человечества».
24 февраля 2004
Основные и неосновные способы производства
Юрий Семёнов
«Кроме антагонистических укладов – всегда стержневых – в обществе могут существовать дополнительные уклады, как правило, антагонистическими не являющиеся. И люди, связанные с каждым из таких дополнительных укладов, образуют особый общественный класс, ибо занимают особое место, но только не внутри какого-либо уклада – как в случае с парно-антагонистическими классами – а в социально-экономическом строе общества в целом, который при этом обязательно включает в себя не менее двух укладов».
10 февраля 2004
Производство и общество
Юрий Семёнов
«Коренное отличие людей от животных заключается в том, что они производят, занимаются производством. Производство – необходимое условие существования людей. Стоит прекратиться производству – и люди погибнут. Только производственная деятельность могла породить разум, мышление. Лишь производство могло вызвать к жизни общество, без которого оно развиваться не могло. Породив общество, производство тем самым превратило животное в социальное существо, т.е. в человека».
3 февраля 2004
Общество: теоретический анализ понятия
Юрий Семёнов
«Понятия “общество” – самое важное для всех социальных дисциплин, включая социальную философию, философию истории, социологию, историческую науку, или историологию, политическую экономию, культурологию и др. Поэтому в нем необходимо детально разобраться. Обращаясь к анализу смысла слова “общество”, мы сразу же сталкиваемся с тем, что оно имеет не одно, а множество значений».
27 января 2004
Мое постмодернистское приключение — как разрушить почти все
Чип Морнингстар
«Взгляд на современную литературную критику как на целое приносит весьма ценные плоды познания глубинных причин и взаимосвязей. Это предостерегающий урок о том, как целому академическому направлению, которому было доверено изучение важных вопросов, позволили впасть в изоляцию и вырождение».
27 января 2004
Диалектический (прагмо-диалектический) материализм: его место в истории философской мысли и современное значение
Юрий Семёнов
«Хорошо известно, какую смуту в умах естествоиспытателей вызвало появление квантовой механики. Невозможно было понять вновь открытые процессы, не допустив существования объективной случайности и объективной же вероятности. Но практически все физики до этих открытий, независимо от того, сознавали они этого или не осознавали, стояли на позициях абсолютного детерминизма. Для них понятие детерминизма было равнозначно понятию абсолютного детерминизма».
22 ноября 2003
Замечания о теории познания Бертрана Рассела
Альберт Эйнштейн
«Чтобы мышление не вырождалось в “метафизику” или в пустую болтовню, необходимо лишь прочно связывать достаточное количество суждений в системе понятий с чувственными восприятиями, а система понятий, используемая для упорядочения чувственных восприятий и представления их в обозримом виде, должна быть по возможности единой и экономно построенной».
18 ноября 2003
Природа реальности
Альберт Эйнштейн
«Эйнштейн. Я не могу доказать, что научную истину следует считать истиной, справедливой независимо от человечества, но в этом я твердо убежден. Теорема Пифагора в геометрии устанавливает нечто приблизительно верное, независимо от существования человека. Во всяком случае, если есть реальность, не зависящая от человека, то должна быть истина, отвечающая этой реальности, и отрицание первой влечет за собой отрицание последней».
18 ноября 2003
Наука и счастье
Альберт Эйнштейн
«Почему блестящая прикладная наука, приводящая к такой экономии труда и так облегчающая жизнь, приносит нам так мало счастья? Простой ответ гласит: потому, что мы еще не научились разумно пользоваться ею».
18 ноября 2003
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-185
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017