Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Типы текстов:
Материалистическое понимание общества у современников английской революции
М. Джэймс
«…Человеку, интересующемуся марксистским истолкованием истории, легко обнаружить его там, где его в действительности нет. Поэтому, пожалуй, стоит указать, что автор настоящей статьи, изучая XVII в. с совершенно иными целями, был изумлен целым рядом заявлений и теорий современников, которые, если сделать поправку на различие в обстановке и во времени, поразительно напоминают теории, сформулированные на два столетия позже Марксом. Если подумать, то такое сходство совсем не покажется необъяснимым. Середина XVII в. в Англии была периодом буржуазной революции, и этот период, отнюдь не будучи тождественным с периодом, в котором жил Маркс — в середине XIX столетия, — тем не менее предвосхитил в более ограниченном масштабе и в менее развитой форме некоторые его черты».
30 июня 2007
«Новое Средневековье» Павла Флоренского
Михаэль Хагемейстер
«Попытки Флоренского заново “зачаровать” и мифологизировать мир представляются шутовством — когда он защищает геоцентрическую картину мира или стремится точно обозначить границу между небом и Землей; они раздражают — когда он поносит культуру Ренессанса или философию Канта; и они делаются опасными и негуманными — когда он находит носителей для сил хаоса, для союзников антихриста и для универсального, абсолютного врага, усматривая при этом благо в тоталитарной политической религии. Флоренский кажется его сегодняшним почитателям “самым светоносным представителем русской духовной жизни”. Напротив того, Николай Бердяев называл его “рафинированным реакционером” и был в этом прав, о чем свидетельствуют приведенные примеры»
18 июня 2007
Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна
Жан Брикмон, Ален Сокал
«Эти авторы рассуждают уверенно, но эта уверенность не основывается на профессиональной компетенции. Лакан хвалится тем, что использует “самые последние достижения топологии”, Лятур думает, что он во многом опирается на Эйнштейна. Они несомненно считают, что могут использовать престиж точных наук для того, чтобы придать блеск собственным рассуждениям. Более того, они, кажется, уверены, что никто не заметит их злоупотребления научными понятиями, никто не скажет, что король-то голый».
12 мая 2007
Лучший путь к человеку
Карл Левитин
«Я помню тот день, когда Иван Афанасьевич Соколянский впервые показал нам с Алексеем Николаевичем Леонтьевым слепоглухонемого ребенка, только что привезенного в лабораторию. Смотреть на него было попросту страшно — ничего человеческого, не только, скажем, выражения лица, но даже прямохождения нормального у ребенка не было. И потом довольно скоро, через какие-то год-два, можно сказать — на наших глазах, произошло это потрясающее чудо. Вдруг — то есть, конечно, не «вдруг», а благодаря своему педагогическому подвигу — исследователи прорываются к ребенку сквозь мрак, сквозь беззвучие, приобщают его к человеческому опыту, и из ребенка начинает формироваться человеческая личность, которая достигает таких высот, как Ольга Ивановна Скороходова или та девушка и трое юношей, что учатся сейчас в университете. Я не представляю себе, где можно найти более убедительные аргументы, подтверждающие замечательное положение Маркса о том, что идеальное — это материальное, пересаженное в человеческую голову и переработанное в ней».
19 апреля 2007
Преподавание философии в высшей школе, способность к самостоятельному мышлению и марксизм
Юрий Семёнов
Статья из книги «Проблемы преподавания философии в высшей школе. Материалы Всероссийской конференции 13, 14, 15 марта 1996 г». «Надо знакомить студентов со всем спектром современных философских и социально-философских концепций, включая в качестве полноправного момента философию марксизма. Студенту нельзя принудительно навязывать ни марксизм, ни антимарксизм. Ему должно быть представлено полное право самостоятельно выбрать из большого набора философских учений то, которое представляется ему истинным. Студента нужно учить самостоятельно мыслить. Но делать это могут только те преподаватели, которые сами способны к самостоятельному мышлению».
29 марта 2007
Предмет философии
Юрий Семёнов
Мышление как объективный процесс есть явление чисто социальное. «Естественно, что проникнуть в его сущность невозможно без выявления сути общества, без открытия социальной формы движения материи. Поэтому диалектический материализм как диалектическая логика, как наука об истине с необходимостью является материализмом и историческим».
26 марта 2007
Размышления о еврейском вопросе
Жан-Поль Сартр
«Антисемит - это человек, который боится. Нет, не евреев, конечно, - боится самого себя , боится своей совести и своих инстинктов, боится свободы и ответственности, боится одиночества и боится перемен, боится общества и боится мира, - он боится всего, и не боится только евреев. Это подлец, который не хочет признаться себе в своей подлости; это убийца, который сдерживает и маскирует свою склонность к убийству, не находя в себе сил справиться с ней, но в то же время дерзновенно предпочитает убийства символические и анонимные - в толпе».
5 марта 2007
Тем же морем:
«Философский пароход-2»
Василий Яковлев
«Вообще-то, сейчас трудно чем-то удивить искушенного человека: инсталляции, акции и презентации проходят каждый день повсеместно — от торгового центра до Госдумы».
1 марта 2007
О соотношении частной собственности и свободы
Юрий Семёнов
«При капитализме возможен такой политический режим, при котором все члены общества имеют равные права на участие в управлении его делами. Однако жесткой корреляции между капиталистической частной собственностью и демократией не существует. При капитализме возможен не только демократический, но и авторитарный и даже тоталитарный режим. Ведь и фашистская Италия, и нацистская Германия были капиталистическими странами».
24 февраля 2007
Личность и общество
Игорь Кон
«Если труд и общественная деятельность не формируют у человека привычку самостоятельно мыслить и чувствовать, не пробуждают у него многообразных и сложных духовных потребностей, откуда же возьмутся эти потребности в сфере досуга? Конечно, человек дома может быть совсем не таким, как на работе, особенно если работа ему не нравится. Но раз выработанная привычка к стандарту, укоренившийся в психологии личности конформизм неизбежно дадут себя знать и здесь - и, возможно, даже сильнее, чем в сфере труда».
22 февраля 2007
Об идеологической моде «топтания» как методе подмены подлинно научной критики
Георгий Упоров
«Вместе с тем, эта работа вносит определенную новизну в ансамбль критических публикаций, посвященных основополагающим трудам всемирно известного историка-географа и этнолога Л.Н. Гумилева? И эта новизна (только не научная, а квазинаучная, идеологическая) состоит как раз в характере тенденциозности этой статьи. Ю.И. Семенов, пусть и с очевидными натяжками и ляпами, но все же изложил современное мироощущение и взгляды, господствующие в определенных кругах, имеющие отклик в душах и умах современных историков, обществоведов, этнологов и не только».
21 февраля 2007
По поводу статьи Ю. М. Бородая «Этнические контакты и окружающая среда»
Бонифатий Кедров, Иосиф Григулевич, Иосиф Крывелёв
«Вызываемая пассионарностью этническая агрессивность оценивается Ю.М. Бородаем как положительное явление, ведущее к благодетельным для судеб народов последствиям. Нашествия и завоевательные походы оказываются “пусковыми моментами” узловыми пунктами исторического процесса. Как с этой точки зрения должна рассматриваться борьба за мир? Как антипассионарное движение?»
21 февраля 2007
Философия истории
Юрий Семёнов
«Книга представляет собой уникальный энциклопедический справочник по философии истории и общей теории исторической науки, не имеющий аналогов не только в нашей, но и в мировой литературе. В работе рассматривается развитие философии истории (историософии) и общей се теории от зарождения в античную эпоху до наших дней. В ней раскрывается, как на протяжении многих веков ставились и решались основные философско-исторические вопросы: проблема субъекта исторического процесса, проблема понимания и истолкования этого процесса и, наконец, проблема основы общества и движущих сил истории. Дается обзор всех основных существовавших и существующих сейчас в философской и исторической науках точек зрения по этим вопросам (ч. 1 —3). Вслед за этим следует теоретический очерк всемирной истории как единого закономерного процесса (ч. 4), а затем выявляются и рассматриваются основные тенденции современного исторического развития и место России в мире к началу XXI века (ч. 5)».
9 февраля 2007
Введение во всемирную историю. Выпуск I.
Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества
Юрий Семёнов
«Я попытался написать не “занимательную историю”, не что-то вроде сборника исторических анекдотов, а именно очерк всемирной истории, предназначенный как раз для пытливых, ищущих умов. Только они и могут решить, удалось ли мне это сделать».
19 января 2007
Путь Сартра-драматурга
Самарий Великовский
«Литератор энциклопедического склада, Жан Поль Сартр в сегодняшней культуре Запада скорее исключение, чем правило. Разносторонние дарования не были чем-то из ряда вон выходящим во Франции просветительского XVIII века, в XX столетии они редкость. Гораздо чаше писатели склонны получать философию из вторых рук, а журналистскую работу по возможности сводить к подписыванию манифестов и к интервью по случаю. Сартра разделение умственного труда словно не коснулось. Философ солидной университетской закваски, виртуоз журнально-газетной полемики, блистательный эссеист, он, кажется, и создан для того, чтобы быть идеологом, властителем дум рядом со своими собратьями-художниками слова».
10 января 2007
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-185
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017