Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Типы текстов:
«Почему я не модернист?» Михаила Лифшица
Илья Смирнов
«Когда и как началось перерождение – от служенья муз к выставкам мусора и сеансам любительского стриптиза? Никакие субъективные объяснения – сумасшествие, мошенничество, чей-то там низкий уровень образования – здесь не работают, потому что процесс повсеместный, он оплачивается из бюджетов, окормляется академической наукой, а где люди не хотят участвовать, там начальство заставит».
2 июля 2009
Истина. Культура. Идеал
Юрий Муравьёв
«Человечество не может жить без идеалов... А, собственно, почему? И какой бы ни была интонация этого вопроса – издевательски-скептической, наивно-простодушной или философски-глубокомысленной – так или иначе он требует универсального и абсолютного ответа, то есть такого, который соответствовал бы любой содержащейся в вопросе интенции. Но начать, во всяком случае, придется издалека: чтобы понять, зачем нужен идеал, необходимо выяснить, что это такое, а для этого нужно поместить данное понятие в определенные референциальные рамки. Предельным понятием, задающим такие понятийные границы, в этом случае – применительно к моим целям и с моей точки зрения – и будет категория “культура”, каковое понятие и следует, поэтому определить прежде, чем состоится какой угодно разговор об идеале».
5 мая 2009
«Предприниматель» и «созерцатель», или Этические и философские идеи в рассказе Н.Н. Носова «Фантазёры»
Дмитрий Гусев
«Бескорыстное творчество, богатое воображение, полет мысли, пренебрежение к сиюминутной выгоде, неучастие в битве за место “у кормушки” вроде бы должны совмещаться с безынициативностью, бездеятельностью, пассивностью, неприспособленностью к жизни и даже беспомощностью. Так ли это? Находятся ли понятия “созерцатель” и “деятель” в отношении несовместимости? Ньютон и Галилей, Моцарт и Бетховен, Толстой и Достоевский являются ли деятелями? Несомненно. А созерцателями? Тоже. А предпринимателями? Ни в коем случае».
29 апреля 2009
Добровольное рабство? Милости просим!
Мария Сахарова
«Утверждение, что свободное общество может быть построено только на основе частной собственности, корнями уходит к трактату Дж. Локка и относится к основополагающим принципам либерализма. Но давно известно, что в истории человечества существовали периоды, когда при господстве частной собственности никакой свободы для подавляющего большинства не было и в помине; достаточно вспомнить рабовладельческую Древнюю Грецию или фашистские режимы от Гитлера до Пиночета, где право частной собственности никто не отменял»
1 февраля 2009
Душа нацистского почтальона
Сергей Соловьёв
«Вместе с вопросом о моральных истоках нацизма в книге Арендт постоянно поднимается вопрос об ответственности — нет, не Эйхмана, с которым все ясно с самого начала, а о принципах установления виновности. Понятное дело, что все жалкие сказочки битых коричневых диктаторов и их подчиненных на тему “я только выполнял приказ”, которые рассказывались в Нюрнберге, не могут восприниматься сколько-нибудь серьезно»
23 января 2009
Теория модернизации, вид оружия идеологической борьбы
Александр Тарасов
«После краха советской системы в отечественных социальных дисциплинах утвердилась мода на несколько почерпнутых с Запада теорий — таких, как “теория тоталитаризма”, “теория модернизации”, теории “столкновения цивилизаций”, “конца истории”, “постиндустриализма”, “мира постмодерна” и т.п. Мода на некоторые — например, на “столкновение цивилизаций”, “конец истории” или “мир постмодерна” — быстро прошла».
13 января 2009
Терроризм, война и мир
Юрген Штольценберг
«…ООН редко удавалось предотвратить вооружённые конфликты, довольно часто она наблюдала, как нарушается закон, и не вмешивалась. Этому под стать только недостаток уважения к её резолюциям, касающимся в особенности конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке и в Южной Африке. Среди прочего и прежде всего следует указать на неизменно присутствующие эгоистические цели крупных держав, противодействующих и тормозящих искоренение войны. Но, правильно понятые, эти собственные интересы суверенных государств, включая крупнейшие державы, должны предполагать безопасность всех государств как гарантию долгосрочного сохранения их собственной безопасности. Политические требования этого могут быть удовлетворены законно учреждённым сообществом государств, органы которого будут располагать большими полномочиями, чем ООН в настоящий момент».
13 января 2009
Левый поворот направо
Сергей Ермолаев
«Апологеты капитализма должны быть довольны. Когда на твою мельницу неожиданно начинают лить воду те, кто выставляет себя непримиримыми оппонентами – это ли не повод для радости?»
4 ноября 2008
Необходимость радикальной альтернативы
Иштван Месарош
«Проследив существующие тенденции глобального развития, мы поймем, что у нас, очевидно, осталось не более нескольких десятилетий на то, чтобы остановить разрушительную силу капиталистической системы, явно не веков. Великий либеральный экономист Шумпетер когда-то характеризовал (и идеализировал) капитализм как систему “производительного разрушения”. В целом это было верно для восходящей стадии развития капитализма. Сегодня, напротив, мы достигли состояния, когда вместо “производительного разрушения” мы все больше сталкиваемся с разрушительным производством капитала, разрастающимся в пугающем масштабе».
31 октября 2008
Революционный процесс длится вечно
Антонио Негри, Сильвер Лотринге
«На самом деле представление ситуационистов о революционном опыте не соответствовало ситуации. Май 1968-го был лишь запятой, а они решили, что это точка: “Мы сделали это! Мы придали революционному процессу его высшую форму!” Они ошиблись».
26 июля 2008
Политучеба для философов
Авесхан Македонский
«С высоты такой “конкретной” учености автор раздает характеристики деятелям истории и культуры: “культурный идиот” Луначарский, просто “идиот” (видимо, некультурный) Альенде, “кретин Мао Цзэдун”, “несчастный кретин” Эйзенштейн, “урод” Сукарно — президент Индонезии. “Старик” Блок тоже что-то делал “идиотски”. Очередной вопрос для ЕГЭ по философии. Помните, во сколько лет этот “старик” умер?»
24 июня 2008
Проблемы психологии в трудах Карла Маркса
Сергей Рубинштейн
«В этой статье на основе теоретических положений К. Маркса разработаны наиболее общие методологические принципы психологии. В силу своей большой общности и философской фундаментальности многие положения статьи сохраняют свое эвристическое значение до сих пор».
6 июня 2008
Разруха в академических головах.
Почему капиталистическое общество не может быть постиндустриальным
Сергей Ермолаев
«Как видим, реальность разбивает надежды теоретиков постиндустриального общества. Капитализм сам по себе не эволюционирует в постиндустриализм, как полагал Белл, а служит препятствием для постиндустриальной трансформации. Выделение “постиндустриальных наций” в особую категорию тогда лишено какого-либо смысла. Постиндустриальное общество на ограниченном пространстве, отстаиваемое Иноземцевым, есть всего лишь идеологический обман, сродни сталинскому “социализму в одной отдельно взятой стране”».
24 мая 2008
«История марксистской философии в СССР весьма печальна...»
Юрий Семёнов
«Собственно философов в точном смысле слова в это время не было. Были философоведы, которые зарабатывали на философии на хлеб, а то и с маслом, но были совершенно не способны ни к какому творчеству. Они ограничивались пересказом и комментированием чужих мыслей. Если же появлялись люди с пытливым умом, то их мигом извлекали за ушко да на солнышко».
15 мая 2008
Тела, языки, истины
Ален Бадью
«В современном мире индивид признает объективное существование одних лишь тел и, в первую очередь, своего собственного тела. В прагматике желаний, в очевидном преобладании торговли и бизнеса, в формальном праве купли-продажи индивид убежден и «отформатирован» догмой о нашей конечности, о нашей расположенности к наслаждению, страданию и смерти».
8 мая 2008
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-185
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017