Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Типы текстов:
Они хотят нас сломить
Карл-Хайнц Дельво, Кнут Фолькертс, Лутц Тауфер, Герман Гремлица
«Я не задаю вопроса, где же революционный субъект. Раньше левые искали его в «третьем мире», затем и среди маргинализированных слоев общества. Но однажды, после тщательного изучения всех этих поисков, я сказал: «Посмотрите в зеркало. Либо вы увидите революционного субъекта там, либо вы его вообще не увидите». Нас часто спрашивают: сможем ли мы создать и развить нечто такое, что могли бы одобрить и другие? Мы потерпим неудачу, если будем игнорировать этот вопрос».
26 июня 2006
Эвальд Ильенков «Об идолах и идеалах»
Илья Смирнов
«В моих руках – новая старая книга, переизданная в этом году в Киеве издательством “Час-Крок” - работа выдающегося отечественного психолога и философа Эвальда Ильенкова «Об идолах и идеалах», вышедшая впервые аж в 1968-ом и, казалось бы, обречённая безнадёжно устареть. Однако, открываю первую же главу – и нахожу там сказку, точнее, притчу о цивилизации мыслящих машин, которые в бесконечно далёком будущем пытаются восстановить в своей коллективной памяти, что такое «человек», да и мыслимо ли в природе такое нелепое чудище».
25 июня 2006
Социалистический реализм сегодня. А. И. Солженицын в зеркале марксистской критики
Дьердь Лукач
«С началом «оттепели» бюрократический контроль над литературой несколько ослаб и появление в печати нескольких ранних произведений Солженицына о сталинском времени свидетельствовало для Лукача о том, что программа «социалистического реализма» имеет шанс воплотиться в действительности».
15 июня 2006
Никто не должен быть отвратительным
Славой Жижек
«На полках в американских магазинах можно найти слабительное с шоколадным вкусом, которое рекламируется с предписанием: «У вас запор? Ешьте больше этот шоколад!» — т. е. ешьте больше того, что само по себе вызывает запор. Структуру шоколадного слабительного можно разглядеть по всему сегодняшнему идеологическому ландшафту; она-то и делает фигуру Сороса такой неприятной. Он выступает за безжалостную финансовую эксплуатацию, объединенную с её контрагентом — гуманитарной заботой о катастрофических социальных последствиях разнузданной рыночной экономики. Обыденная повседневность Сороса — это воплощенная ложь: часть его рабочего времени посвящена финансовым спекуляциям, другая часть — «гуманитарной» деятельности (финансированию культурных и демократических действий в посткоммунистических странах, написанию эссе и книг), которая работает против следствий его собственных спекуляций».
5 июня 2006
Марксизм и философия
Карл Корш
«Для профессоров философии марксизм в лучшем случае означал довольно неважный параграф из очень бегло в общем обозреваемой главы истории философии в XIX столетии под заглавием “Разложение Гегелевской школы”. Да и сами “марксисты”, хотя и по совершенно иным мотивам, не придавали в общем особого значения “философской стороне” своей теории. Даже сами Маркс и Энгельс, так часто с гордостью указывавшие на тот исторический факт, что немецкое рабочее движение в “научном социализме” явилось наследником классической немецкой философии, отнюдь не хотели истолковать это положение в том смысле, что научный социализм или коммунизм по существу представляет собою “философию”».
29 мая 2006
Марксова концепция человека
Эрих Фромм
«Ирония истории состоит в том, что, несмотря на доступность источников, в современном мире нет предела для искажений и неверных толкований различных теорий. Самым ярким примером такого рода служит то, что делается в последние десятилетия с учением К. Маркса. Создается впечатление, что ни политики, ни журналисты ни разу не прочли ни единой Марксовой строчки, а социологи и обществоведы привыкли довольствоваться минимальными знаниями текстов Маркса. И при этом они явно чувствуют себя совершенно уверенно, ибо никто из влиятельных в этой области людей не высказывает недоумения по поводу их сомнительных, невежественных заявлений».
24 апреля 2006
«Империя» и «Множество»
Самир Амин
«Создание настоящей альтернативы современной системе глобализированного либерального капитализма нуждается в других требованиях, в частности, признания огромного множества потребностей и устремлений народных классов мира. На самом деле, Хардт и Негри очень слабо представляют себе общества периферии (85 % населения Земли)».
29 марта 2006
Экзистенциализм — это гуманизм
Жан-Поль Сартр
«Экзистенциализм — не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова наша точка, зрения. Это не значит, что мы верим в существование бога, — просто суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм — это оптимизм, учение о действии. И только вследствие нечестности, путая свое собственное отчаяние с нашим, христиане могут называть нас отчаявшимися».
13 марта 2006
Наследие Эриха Фромма для радикала конца XX - начала XXI века
Александр Тарасов
«Фромм говорит, что, подобно чемодану, человек должен быть в моде на рынке, а чтобы быть в моде, он должен знать, какого рода личности пользуются спросом на рынке. То есть происходит полный отказ личности от себя в угоду моде и стремлению себя продать. Иначе говоря, этот человек заявляет: «Я таков, каким вы хотите меня видеть», где «вы» – это покупатели. Этот человек низводит себя до уровня проститутки. Причем отношение к другим у него тоже ничем не отличается от отношения к себе, поскольку другие тоже воспринимаются как товар и они сами выступают не такими, какие они есть сами по себе, а предъявляют ту часть себя, которая пользуется товарным спросом».
25 февраля 2006
Почему я марксист. Без знака вопроса
Владислав Софронов
«Сведенный к голым схемам, превращенный в догму марксизм только проиграл. Его развитие в СССР практически остановилось. Поэтому так революционно звучал в 80-х постмодернизм. Поэтому широкую демократическую дискуссию, которой так не хватало советскому марксизму, приходилось проходить “индивидуально”, “проживая” реставрацию капитализма и прочитывая книги. Поэтому так затянулось возвращение к пониманию актуальности и эвристичности марксизма сегодня».
30 января 2006
Марксистская книга Бытия
Эрнест Геллнер
«Семенов развертывает перед нами картину внутреннего развития этого эгалитарного авангарда зарождающегося человечества. Эта часть его теории изложена захватывающе, с блеском к страстью, что позволяет поставить ее рядом с великими поэтическими и философскими притчами о происхождении человеческого рода. Семенов выступает здесь не только как ученый, но к как моралист, причем в его подходе явно чувствуются отзвуки идей Руссо и Дюркгейма».
26 января 2006
О традиционном марксизме, марксистах и трансмарксизме
Владимир Шурыгин
«Если в современном марксизме=трансмарксизме фундаментальной становится просто иная проблематика, через которую в своё время теоретики “перешагивали” (или вовсе не замечали – не боги ведь!) как через частности, а теперь это уже не частности, а серьёзные научные новации, то стоит ли настаивать на том или ином нео-изме?»
23 января 2006
Революции в науке: действительные и мнимые
Дмитрий Субботин, Степан Костецкий, Александр Аверюшкин, Никита Кочетков
Обзор книг издательства «Амфора» — астронома Стивена Хокинга, философов Джеймса Глека, Джона Хоргана, Г. Франкфорта и этолога Десмонда Морриса.
20 января 2006
Рассудок и разум
Юрий Семёнов
«Философия дает такое знание, которое никаким другим способом получить невозможно. У неё есть объект, исследованием которого занимается только она одна и никакая другая наука. Этим объектом познания философии является истина».
20 декабря 2005
«Масштаб посткоммунистической катастрофы не понят за пределами России»
Эрик Хобсбаум
«Первое, что я хотел бы отметить... это масштаб влияния Маркса на современную интеллектуальную жизнь. Готовясь к интервью, я потрудился набрать имена некоторых известных мыслителей в поисковой системе “Google”. Как я и предполагал, по частоте упоминаний Маркс следует сразу за Чарльзом Дарвином».
16 декабря 2005
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-185
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017