|
|
|
Главные темы категории:
Другие темы по данной рубрике смотрите в каталоге.
|
Трансмарксизм: тезисы манифеста
|
Юрий Муравьёв
|
«Историческая роль марксизма сыграна. Теоретические основы великого учения настолько расшатаны, что даже самые искренние ортодоксы вынуждены на каждом шагу разъяснять, что Маркс имел в виду не это, а то…»
|
15 декабря 2005
|
Спор о модерне: рациональность – единая или множественная?
|
Гуннар Шкирбекк
|
«В этой работе я рассматриваю проблему противопоставления универсальности и контекстуальности сквозь призму версии прагматико-лингвистического подхода, формируемой взаимной критикой универсальной прагматики (Апеля и Хабермаса) и “праксеологии” позднего Витгенштейна». [Статья пока существует только в журнальном варианте]
|
28 ноября 2005
|
Истина и современность: casus Skirbekk
|
Ольга Вышегородцева
|
«Философский проект коммуникативной рациональности, развиваемый Шкирбекком, обладает рядом несомненных достоинств. В теоретическом плане, это прежде всего идея универсального и общеобязательного разума, а в плане методологическом – обновленный трансцендентальный метод». [Статья пока существует только в журнальном варианте]
|
28 ноября 2005
|
Скептицизм - марксизм - трансмарксизм
|
Юрий Муравьёв
|
«Трансмарксизм – теория Большого синтеза. Это не диалектический и исторический материализм и принципиальная всеохватная эклектика социологии Питирима Сорокина. Трансмарксизм – не словечко, призванное обозначить еще одну марксистскую секту». [Статья пока существует только в журнальном варианте.]
|
28 ноября 2005
|
Господин Бердяев и моя бабушка
|
Любовь Аксельрод(Ортодокс)
|
«Когда читаешь христианско-аскетические проповеди гг. Булгаковых и Бердяевых, лик которых обращен одной стороной к бирже, а другой к Голгофе, невольно приходят на память слова евангелия: “Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры и т. д.”».
|
28 ноября 2005
|
Любовь Аксельрод: История неправославного ортодокса
|
Александр Боев
|
«...Недостижимые нравственные высоты, которые, по мнению своих сегодняшних почитателей, занимает Бердяев, нисколько не мешали ему проповедовать самый аморальный, погромный антисемитизм. Излагая “научно обоснованные” причины ненависти к еврейству, он тут же говорил о христианских добродетелях и, более того, выводил первые из последних».
|
28 ноября 2005
|
Скепсис и скептицизм. Попытка терпеливого разъяснения
|
Юрий Муравьёв
|
«Скептицизм - не конец познания и не болото, в котором познание увязает, не будучи в силах, как Мюнхаузен, вытащить себя из болота за волосы. Скептицизм - это мыслительно-познавательная установка, настроение, которое автоматически действует в познавательном механизме, ставя под сомнение любую истину, всякую мнимую очевидность. Скепсис как состояние ума - таможенный пункт для контроля над ввозом наркотиков». [Статья пока существует только в журнальном варианте.]
|
28 ноября 2005
|
Майкл Хардт, Антонио Негри. Империя
|
Борис Кагарлицкий
|
«В рассуждениях Хардта и Негри есть, конечно, своя логика, причем глубоко идеологическая. Приняв за абсолютную истину неолиберальную теорию глобализации, они, однако, не хотят примириться с властью капитала. На этой основе они формулируют собственные выводы и даже свою программу борьбы, которая отвечает новой реальности и новым правилам».
|
5 июля 2005
|
Нравственное значение Октябрьской революции
|
Михаил Лифшиц
|
«Читайте Монтеня, Пушкина, Толстого: Нет большего хамства, чем
презрение к народу. Народ и толпа не одно и то же. Народы создают
великое сплочение революции, тогда как толпа, руководимая демагогами,
его разлагает и губит. Движения, подобные фашизму, превращают народ в
толпу; движения подобные Октябрьской революции, поднимают толпу до
уровня народа. Это два противоположных потока сил, мировая борьба,
перед которой битва Ормузда и Аримана – незначительный эпизод».
|
3 мая 2005
|
К вопросу о роли личности в истории
|
Георгий Плеханов
|
«Чтобы человек, обладающий талантом известного рода, приобрел благодаря ему большое влияние на ход событий, нужно соблюдение двух условий. Во-первых, его талант должен сделать его более других соответствующим общественным нуждам данной эпохи: если бы Наполеон вместо своего военного гения обладал музыкальным дарованием Бетховена, то он, конечно, не сделался бы императором».
|
30 апреля 2005
|
«Социалистический лагерь»: общество и идеология
|
Владимир Мейстер
|
«С началом “перестройки” в СССР направление развития “социалистического” лагеря резко изменилось, а привычные перспективы его “коммунистического” будущего канули в Лету. Люди потеряли политические ориентиры. Поскольку же прогноз будущего невозможен без объективного анализа прошлого, необходимо выяснить, почему столь легко рухнул “социализм”, еще недавно считавшийся незыблемым?»
|
25 апреля 2005
|
Теория общественно-экономических формаций и всемирная история
|
Юрий Семёнов
|
«Материалистическое понимание истории есть прежде всего ее понимание как естественно-исторического процесса развития и смены общественно-экономических формаций. Естественно, что понятие общественно-экономической формации является центральной и основной категорией исторического материализма. Без глубокого понимания этой категории невозможно проникновение в сущность материалистической
теории исторического процесса».
|
19 апреля 2005
|
Подавление философии в СССР (20-е — 30-е годы)
|
Иегошуа Яхот
|
«Кто думает, что Сталин держался только на страхе, тот знает не всю истину: он обладал дьявольской способностью обманывать, заметать следы, говорить одно, а делать другое. И так как философы занимали ключевые позиции в этой пропаганде лжи, а философия - центральное место в мозговом тресте по выработке “аргументов”, то все рассказанное в этой книге не есть жизнеописание отдельных людей, а описание методов, какими пользовались в один из переломных периодов человеческой истории».
|
29 марта 2005
|
Маркс: Хит и Миф
|
Алекс Каллиникос
|
«Несмотря на возросшее уважение и внимание, которые ему
оказываются, суть его мысли по большей части все еще игнорируется.
В основе весьма произвольных ссылок на Маркса лежит
целый ряд весьма живучих мифов о природе его мысли. Эти мифы не новы –
большинство их было сформулировано критиками Маркса еще столетие
назад. Однако они увековечиваются системой образования и средствами
массовой информации, в особенности в их высших, наиболее уточенных
кругах».
|
29 марта 2005
|
Миф: хаос и логос
|
Наталья Автономова
|
«В отличие от архаического мифа миф XX в. – это, как правило, не
только иллюзия, но и обман, ибо всегда есть люди, откровенно
заинтересованные в ремифологизации социума. Миф XX в. призван вернуть
человеку чувство эмоционального и интеллектуального комфорта и
утешения посреди хаоса, тем самым принимая на себя, даже в
безрелигиозном своем варианте, одну из главных функций религии –
функцию утешения “твари дрожащей”».
|
3 марта 2005
|
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-185
|